Что будет, если мужская хромосома у людей полностью исчезнет? Прогноз генетиков

Человечество может лишиться Y-хромосом, без которых невозможно рождение мужчин

7 декабря 2022
Что будет, если мужская хромосома у людей полностью исчезнет? Прогноз генетиков
Щетинистая крыса гуайра из Венесуэлы, родственник японских грызунов, которые приспособились жить без «мужской» хромосомы.
Imagebroker / Alamy

У большинства млекопитающих, в том числе у человека, пол эмбриона зависит от наличия или отсутствия Y-хромосомы. Эта хромосома содержит ген SRY, определяющий мужской пол развивающегося организма. Однако у человека, как показывают исследования, Y-хромосома стремительно деградирует, теряя гены, и, если эта тенденция сохранится, в ближайшие 11 миллионов лет может вообще исчезнуть. Означает ли это неминуемое вымирание человечества?

Японские ученые, статья которых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Science, успокаивают: хорошая новость состоит в том, что сразу два вида грызунов лишились своей Y-хромосомы, а с ней и гена SRY, и при этом не только не вымерли, а вполне благополучно продолжают существовать. Это обитающие в Восточной Европе слепушонки и живущие в Японии щетинистые крысы.

Как именно обходится без гена SRY слепушонка, пока неясно, а вот что касается щетинистой крысы, то, как установили исследователи, у той появился другой ген, который взял на себя функции гена SRY, и успешно заставляет часть эмбрионов развиваться по мужскому типу.

Это открытие, считают ученые, говорит о том, что по тому же пути вполне может пойти и человек. Однако, как отмечает в своем комментарии The Conversation австралийский генетик Дженни Грэйвс, процесс исчезновения Y-хромосомы и переноса части ее функций на другие хромосомы и гены теоретически может протекать по-разному у сообществ людей, живущих в разных регионах планеты.

Это способно привести к разделению Homo sapiens на два или даже более видов. Не исключено, что некто, прилетев на Землю через 11 миллионов лет, либо вообще не найдет здесь людей, либо встретит несколько разных вариаций Homo.