Большого ума не надо: как макаки поставили под сомнение современные взгляды на эволюцию

Дикие обезьяны случайно получили орудия труда, очень похожие на те, которыми пользовались древние люди

14 марта 2023
mauritius images GmbH / Alamy

Наблюдения за макаками в Таиланде показали: раскалывая орехи с помощью камней, животные случайно изготавливают множество каменных «чешуек», полностью идентичных самым ранним орудиям древних людей. Группа специалистов из Института эволюционной антропологии Макса Планка исследовала эти фрагменты и не нашла ни одного отличия. По словам ученых, многие коллеги оказались недовольны тем, что обезьяны способны создавать такие же артефакты, как человек. Это может означать совсем иной путь развития нашего вида, чем считалось прежде.

Каменные орудия с острыми краями позволяли нашим древним предкам создавать разнообразные инструменты. Устоявшаяся теория предполагает, что это было началом преднамеренного изготовления орудий труда, уникальной характеристикой древнего человека, которая способствовала расцвету человеческой культуры. Но новое открытие говорит, что все это могло возникнуть в результате случайности, как побочный продукт.

Science Advances

По словам антропологов, использование инструментов у нечеловеческих приматов не удивительно само по себе. Эти обезьяны тоже давно использовали длинные узкие камни, чтобы добывать мясо моллюсков. Теперь же выяснилось, что макаки адаптировали орудия к новой пище — орехам африканских масличных пальм.

Фотоловушки на одной из заброшенных плантаций зафиксировали, как обезьяны используют «молотки», а плоские широкие камни служат «наковальнями». Когда они не попадали по плодам, при ударе камня о камень отсекались острые чешуйки. В результате вокруг возникло большое скопление осколков, как на археологических памятниках Восточной Африки.

Томос Проффитт

«Способность намеренно делать острые каменные отщепы всегда рассматривалась как решающий момент в эволюции людей, и понимание того, как и когда это произошло, крайне важно. Но исследование показывает, что изготовление каменных орудий не является уникальным для людей и наших предков».

Открытие дает новое представление о том, как первая технология могла зародиться у наших предков. Возможно, человек сначала получал эти осколки как побочный продукт, например, при раскалывании камнями костей, чтобы добывать костный мозг. А затем обратил на них внимание, чтобы использовать как ножи для разделки мяса. И происходило это гораздо раньше, чем указывали самые древние археологические данные.

Выводы немецких ученых противоречат предыдущей гипотезе, согласно которой, человек обладал большим развитым мозгом и выполнял сложные движения руками, чтобы высечь идеальные «чешуйки». Эволюция инструментов у людей могла быть более «интуитивной, прерывистой и ступенчатой», пишут антропологи.