Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками

В ту далекую эпоху не знали интернета, но скучать ученикам было некогда

16 августа 2023

Чем были заняты школьники нашей страны на переменах во времена, когда не знали слов «смартфон», «гаджет», «социальная сеть»?

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Кадр из мультипликационного фильма «Морской бой» (2005)

Елена Румянцева, автор пособий издательства «Учитель», педагог с 15-летним опытом и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа, рассказывает о шести играх, которыми увлекались школьники в Советском Союзе.

Преподаватель, методист

Активные игры

«Салки», «Догонялки» или «Пятнашки»

Для игры выбирается во́да. Им может стать любой желающий или, если таковых нет,  его определяют считалочкой.

Остальные игроки по команде разбегаются, во́да пытается догнать и дотронуться рукой (т.е. осалить, опятнать) одного из убегающих. Если ему это удается, то осаленный становится во́дой. Играть можно до бесконечности, или пока не прозвенит звонок на урок.

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Кадр из мультипликационного фильма «Эволюция Петра Сенцова» (2005)

Догонялки популярны и сегодня. Весело бегать по коридорам любили школьники разных лет, вот только в моем детстве дежурный по коридору старшеклассник или учитель пытались остановить бегущих со всех ног детей. Но стоило только дежурным отвернуться, как игра тут же продолжалась.

Любовь к салкам и догонялкам понятна: игра не требует реквизита, позволяет выплеснуть эмоции, тренирует скорость, ловкость и быстроту реакции.

«Резиночки»

Резиночка была в карманах и портфелях большинства девчонок советского времени, иногда в нее играли и мальчишки, демонстрируя свою ловкость. Но у девчат получалось лучше!

Для игры нужна была резинка для белья (простая белая, длиной около 3 метров), которую связывали за концы.

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Источник:
Youtube

Два участника вставали друг напротив друга и растягивали резиночку между ног так, чтобы получились две ровные линии. Первый уровень сложности — это резиночка, натянутая на уровне щиколоток (при возрастании уровня резиночка поднималась всё выше и выше — до колен, бедер и т.д.). Игрок, который прыгал, должен был без ошибки пропрыгать определенные фигуры («десяточки», «девяточки» … «единички»).

Как только играющий оступился, то он менялся местами с тем, кто держал резиночку. 

Играть можно было как в школьных коридорах, так и на пришкольной территории в теплое время года.

Такая простая забава развивала ловкость, координацию движений и укрепляла разные группы мышц.

Игры в тетрадках

Особенность этих игр в том, что для них нужна ручка или карандаш и тетрадный листок в клетку — его обычно вырывали из середины тетрадки, или же играли на последней странице тетради по какому-либо предмету.

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Кадр из мультипликационного фильма «Морской бой» (2005)

«Крестики-нолики»

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Источник:
Елена Румянцева

На листе чертят поле три на три клетки. Два игрока по очереди ставят крестики или нолики в пустые клетки. Кто первый поставит 3 крестика или 3 нолика по горизонтали, вертикали или диагонали, тот и выиграл.

Игра развивает логику, внимание и память.

«Морской бой»

В игре — два участника. Каждый на листе рисует два квадрата со сторонами в 10 клеток. По одной стороне клетки обозначают цифрами, по другой — буквами. В одном квадрате рисуют 10 кораблей — свой флот:

  • 4 однопалубных (1 клетка)

  • 3 двухпалубных (2 клетки)

  • 2 трёхпалубных (3 клетки)

  • 1 четырёхпалубный (4 клетки)

Второе поле предназначено для обозначения выстрелов по противнику.

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Кадр из мультипликационного фильма «Морской бой» (2005)

Первый игрок делает «выстрел», называя координату какой-либо клетки, к примеру, В4. Второй игрок смотрит, есть ли в этой клетке его корабль. Если корабля нет, то он с облегчением и радостью говорит: «Промазал!» или «Мимо!», и право хода переходит к нему.

Если в этой клетке стоит однопалубный корабль, то игрок говорит: «Убил!» и отмечает у себя корабль крестиком. Если попал в многопалубный корабль, то противник говорит: «Ранен». Теперь первому игроку нужно угадать, в какой стороне располагаются клетки раненого корабля, и сделать точный «выстрел». Ошибся — потерял ход. Угадал — можно стрелять до тех пор, пока не будет разбит весь корабль.

Проигрывает тот, кто первым теряет весь флот.

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Кадр из мультипликационного фильма «Морской бой» (2005)

В такую игру можно было играть на длинной перемене или скоротать время во время «окна» (когда урок отменился). Игра захватывала не только самих участников, но и группу поддержки (одноклассников, которые болели за «своего» игрока).

Вариативность игры развивает логическое и математическое мышление, внимание и память.

«Виселица»

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Источник:
Wikimedia Commons

Ведущий загадывает слово и рисует на листе количество черточек, равное количеству букв в загаданном слове.

Игрок называет буквы, чтобы отгадать слово.

Если буква есть в слове, то ведущий вписывает ее на свое место в слове (если есть одинаковые буквы, то вписываются все), а если нет — то он рисует один элемент виселицы.

Элементы виселицы: стойка, перекладина, распорка, веревка, голова, туловище, 2 руки, 2 ноги.

Если игрок часто ошибается и не успевает угадать слово прежде, чем виселица с человечком полностью нарисована, то он проигрывает и является «повешенным».

Игра развивает логику и обогащает словарный запас. 

Игра, которая всегда под рукой

«Камень, ножницы, бумага»

Игру использовали как для самостоятельного развлечения на короткой переменке, так и для определения очередности ходов в другой игре.

Участники одновременно сжимают в кулак одну из своих ладоней, потряхивают кулаками под счет «раз-два-три», затем разжимают и показывают друг другу условный знак: камень, ножницы или бумагу:

  • Камень — это кулак.

  • Ножницы — это выпрямленные из кулака указательный и средний пальцы руки.

  • Бумага — это открытая ладонь.

 Как определить победителя и проигравшего по условным знакам? Камень побеждает ножницы, потому что разбивает их; ножницы побеждают бумагу, так как режут ее; бумага побеждает камень, так как оборачивает его. 

Если у игроков одновременно показан одинаковый знак, то это считается ничьей и игра повторяется до определения победителя.

Большая перемена: 6 игр, которыми советские школьники развлекались между уроками
Кадр из мультсериала «На задней парте» (1978-1985)

Каждый из вас может вспомнить еще с десяток других игр, в которые вы играли на переменках. Поделитесь ими со своими детьми и проведите время вместе, весело и с пользой.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения