Блогер-физик сбросил яйцо с высоты 6 км, и оно не разбилось. Как ему это удалось?

Бывший инженер НАСА повторил школьный опыт с новыми вводными

30 ноября 2022
YouTube-канал Марка Робера

Американским школьникам хорошо знаком «эксперимент по бросанию яйца» — на уроке физики их просят сконструировать приспособление, которое не даст разбиться сырому яйцу при падении с высоты.

Бывший инженер НАСА, а ныне популяризатор науки и блогер Марк Робер решил пойти дальше и довести идею почти до космических масштабов — сбросить сырое яйцо прямо из стратосферы, с высоты 20 тысяч футов (около 6 километров). Чтобы эксперимент завершился полным успехом, потребовалось три года и четыре неудачных запуска.

Идея Робера состояла в том, чтобы поместить яйцо в самонаводящуюся ракету, которую поднимает в стратосферу воздушный шар. Сначала под действием гравитации яйцо несется вниз вместе с ракетой, далее она «отстреливает» его, и яйцо продолжает путешествие к Земле самостоятельно, приземляясь в итоге на выложенные в калифорнийской пустыне мягкие матрасы.

Однако все оказалось сложнее, чем предполагали физики-блогеры. В процессе Роберу и его команде, к примеру, пришлось изобрести способ защитить яйцо от холода в верхних слоях атмосферы. Чтобы «яйценавт» не замерз, в носовой конус ракеты, где он закреплен, встроили крошечные обогреватели.

В итоге все получилось. Воздушному шару понадобилось два часа, чтобы поднять ракету с яйцом, а также яйцо-дублер, которое было помещено в наполненный пеной мяч, в стратосферу. Несмотря на возникшую в процессе проблему (из шара начал выходить гелий), оба яйца приземлились благополучно.

Как заявил Робер, в будущем году он планирует проделать то же самое на Марсе.