Безупречное дерево: 3 преимущества чудо-ёлки, которую генетики вывели специально для Нового года

Признайтесь, вас тоже раздражают иголки на полу?

9 декабря 2023

Jens Büttner via Legion Media

Настоящая ель в доме в канун Нового года — это запах хвои, праздничное настроение, воспоминания из детства и никакого пластика. Но также это острые иголки под ногами, которые вы будете находить потом весь год, как ни убирай. А еще дерево может осыпаться в тепле, не дождавшись праздника или в самый разгар новогодне-рождественской недели потерять свой вид. Часто «облысевшие» ёлки можно увидеть в мусорных контейнерах уже 1 января. Поэтому все больше покупателей предпочитает искусственные ели.

Другое решение предлагают генетики из Университета Северной Каролины — ученые работают над выведением эталонной ёлки. На днях они получили семена генетически улучшенных деревьев, которые будут отправлены производителям.

Ель Фразера, которая стала основой для экспериментов, растет на склонах Аппалачей на востоке Северной Америки. Благодаря симметричной конической форме это самая популярная порода праздничных елей в США.

Команда протестировала 30 тысяч деревьев этого вида, чтобы выявить лучшие генетические характеристики. В итоге были отобраны 25 лучших, их размножили и посадили в специальном семенном саду на исследовательской станции. Сейчас там около 1000 деревьев, и некоторые из них уже дают семеноносные шишки. Из каждой такой шишки можно получить сотни семян.

По словам руководителя программы Джастина Уайтхилла, новые деревья смогут не только похвастать превосходной скоростью роста и внешним видом, но и дольше сохранят иголки после сбора урожая.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://research.cnr.ncsu.edu/whitehilllab/justin-g-a-whitehill-ph-d/">Джастин Уайтхилл</a></p>

«Возможно, с генетикой, разработанной нашей программой, вам даже не понадобится пылесосить».

Чем же чудо-ёлки будут принципиально отличаться даже от своих «обычных» сородичей?

Скорость роста

Елям Фразера требуется 7-8 лет, чтобы достичь необходимой для новогодней ели «коммерческой высоты» 180–200 сантиметров. Генетически улучшенные аналоги за тот же срок вырастают на 30 сантиметров выше.

Идеальные формы

Обычно в питомниках ели начинают обрезать в июле-августе. Это делается, чтобы замедлить темпы роста и получить желаемую коническую форму. Частично, отмечают ученые, она зависит и от генетики.

Каждое из отобранных для получения семян деревьев обладало густой кроной конической формы, и исследователи рассчитывают, что их потомство будет иметь такие же характеристики. Это исключит необходимость ручного труда — дополнительной обрезки, а значит, сэкономит деньги производителей.

Иголки

Хвойные часто начинают терять иголку сразу после того, как их срубают. Это связано со стрессом растения из-за отделения от корневой системы. Самый высокий уровень осыпания наблюдается через 40 дней после сбора. Одна из причин популярности ели Фразера как раз в том, что порода дольше сохраняет иголки.

Это тоже зависит от генетики, но важны и условия окружающей среды. Если ель растет в горах при низких температурах, 95% хвои останется на ней во время сбора. Но фермерам нужны деревья, которые останутся зелеными и пушистыми при температуре выше средней. Генетически выведенные ели Фразера, обещают специалисты, будут терять меньше 1–2% своих иголок даже в тепле.

Если хотите новогоднего настроения, посмотрите, как наряжают ёлку роботы-собаки, неуклюжие, но очень милые.

Больше статей о новогодних традициях разных стран, рецепты и советы по декору ищите по тегу #НовыйГод на Vokrugsveta.ru.