Без блох и крыс: стало известно, как чума попала на Британские острова 4000 лет назад

Найдено самое древнее свидетельство о страшной болезни в этих местах

31 мая 2023
Жилище бронзового века. Археологический парк «Флэг-Фен» в Питерборо, графство Кембриджшир, Англия.
Dave Porter / Alamy

Группа ученых под руководством генетиков из Института Фрэнсиса Крика обнаружила генетические следы бактерий, вызывающих чуму, в двух захоронениях бронзового века на территории Англии. Люди, в зубах которых сохранилась ДНК чумной палочки, жили около четырех тысяч лет назад. Ранее считалось, что в это время штамм добрался только до нынешней Германии. Однако новая работа показала, что Yersinia pestis была широко распространена по всей Европе.

Чума бронзового века

Yersinia pestis — это бактерии, которые являются инфекционным агентом трем видам чумы: бубонной, септической и легочной (каждая может быть смертельной). Первые две передаются через укус блохи (от крыс к человеку или от человека к человеку), третья — воздушно-капельным путем при контакте между людьми.

Предыдущие исследования выяснили, что бактерия произошла от родственного менее опасного штамма Yersinia pseudotuberculosis, но приобрела гены, которые позволили ей быстрее распространяться и противостоять иммунитету человека.

Первой в истории эпидемией считается Юстинианова чума, начавшаяся около 1500 тысяч лет назад. Зараза охватила Ближний Восток, Средиземноморье и Европу. Еще более смертоносной стала пандемия «Черная смерть» XIV века, в которой погибло около трети всего населения Старого Света.

Исторических записей о более ранних эпидемиях нет, но ученые предполагают, что генетически чумная палочка гораздо старше. В других частях Европы и в Азии уже находили зараженные останки возрастом 4,7–5 тысяч лет, но было известно, что чума распространилась только до Германии.

Блохи не при чем

Команда нового исследования предполагала, что древние миграции должны были занести бактерии и в Великобританию. Генетики взяли образцы зубов 34 человеческих скелетов из двух погребений бронзового века:

• из загадочного места массового захоронения в Чартерхаус-Уоррен в графстве Сомерсет, куда сбросили расчлененные тела 30 человек;

• из некрополя под кольцевой пирамидой в Левенсе, графство Камбрия.

Анализ показал наличие Y.pestis в трех зубах. Два принадлежали двум детям из Чартерхауса, которые жили 4145–3910 лет назад и погибли в возрасте 10 и 12 лет (+/-3 года). Еще один — женщине 35-45 лет из Левенс-парка, жившей 4300–3700 лет назад.

По словам ученых, нельзя исключать, что другие люди в захоронениях также могли болеть чумой, однако ее ДНК могла разрушиться за тысячелетия. Тогда это могло бы объяснить причину насилия в Чартерхаусе: на всех скелетах, сброшенных в природную карстовую шахту, видны следы травм, нанесенных еще до смерти и расчленения. Возможно, это была расправа с людьми, заболевшими чумой.

Авторы секвенировали геном обнаруженных бактерий и выяснили, что у древнего штамма отсутствуют важные гены, такие, как ymt — фактор вирулентности, который помогает чуме выживать и распространяться с помощью блох. Именно эти гены были у бактерий, которые спустя тысячелетия вызвали пандемию.

Согласно выводам ученых, в Европе бронзового века одновременно распространялись множество разных штаммов чумы, черная смерть постепенно набирала силу. А наличие в погребениях колоколовидной керамики позволяет предположить, что британский штамм завезли на остров древние мигранты — носители культуры колоколовидных кубков — около 4400 лет назад.