Астрономы рассказали, как улучшить климат на Земле: для этого придется подвинуть Юпитер

Несмотря на миллиард километров между нами, газовый гигант ощутимо влияет на Землю

13 сентября 2022
Martin / Alamy

Главный тяжеловес Солнечной системы, Юпитер, значительно влияет на вращение других планет, а траектория его движения когда-то способствовала зарождению жизни на Земле.

Недавно ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде занялись подробным изучением влияния гиганта. Астрономы смоделировали условия, которые возникли бы, будь орбита Юпитера другой.

Выяснилось, что небольшое изменение орбиты Юпитера пошло бы Земле на пользу. Так, если круглая орбита газового гиганта слегка вытянется, это повлияет и на «растяжение» орбиты Земли. Моделирование показало, что такие изменения могли бы смягчить климат суровых уголков нашей планеты и сделать его более подходящими для проживания.

Пэм Вервурт

«Конечно, вряд ли когда-нибудь эти выводы заставят человечество заняться орбитальной „перестройкой“ Солнечной системы. Но они позволят точно оценивать потенциальную обитаемость планет других далеких звезд».

А новый дом для человеческой цивилизации должен соответствовать ряду признаков. Прежде всего — расстоянию планеты от материнской звезды. Ученые считают, что для комфортного проживания эта удаленность должна быть такой, чтобы планета не слишком перегревалась, но и не промерзала. Это гарантирует наличие жидкой воды.

Не менее важные факторы — размер и масса планеты, которые не должны намного превышать земные. Пока что у ученых нет даже гипотетических версий о наличии жизни на газовых гигантах вроде Сатурна и Юпитера.

Но и это еще не все критерии, по которым можно определить, подходит ли планета для будущих колонизаторов. Например, наличие крупного спутника позволит стабилизировать вращение планеты вокруг своей оси, запустит приливы и отливы океанов.

Выводы исследования опубликованы в журнале The Astronomical Journal.