Когда речь заходит об истоках искусства, творениях первобытных мастеров, мы чаще всего вспоминаем знаменитые палеолитические «полотна» в пещерах Альтамира, Труа-Фрер, Фон-де-Гом или Шове, находящиеся в Западной Европе. Однако археологи находили произведения древних художников, свидетельствующие о триумфе человеческого гения, и в России.

Шульган-Таш, или Капова пещера

Пещера Шульган-Таш в Башкирии была издавна известна местному населению. Российские ученые заинтересовались ею в XVIII веке. Так, в 1760 году известный естествоиспытатель, географ, историк Петр Иванович Рычков посетил и дал первое подробное описание пещеры. Затем в разное время ее изучали академик Иван Лепехин, лесничий Федор Симон, геолог Георгий Вахрушев и многие другие люди науки. Первым же, кто обнаружил в Шульган-Таше рисунки древних людей, был биолог Александр Рюмин.

+2

В 1959 году Рюмин, обследуя один из залов пещеры (названный позднее Залом рисунков), обнаружил и зафиксировал красочные изображения лошади, мамонтов, быка, шерстистого носорога.

Дальнейшие исследования принесли новые открытия: силуэты лошадей, верблюда, бизона, рыбы, геометрические знаки, пятна, антропоморфные образы. Древние художники работали в разных техниках — графика, гравюра и барельеф.

Всего было выявлено около 200 изображений. Возраст самых древних из них составляет около 36 тысяч лет. Более молодым рисункам, по разным датировкам, — от 17 тысяч до 20 тысяч лет. Большинство ученых сходятся во мнении, что пещера была святилищем первобытных охотников — носителей тех же традиций, что и у создателей пещерных росписей в Западной Европе. На сегодняшний день Капова пещера остается единственным бесспорным памятником палеолитического пещерного искусства на территории нашей страны.

Толбагинский медведь

Одна из древнейших скульптур на территории современной Азии была найдена в 1979 году на палеолитическом поселении Толбага в долине реки Хилок. Она представляет собой фигурку головы медведя, сделанную 35 тысяч лет назад из зубовидного отростка второго шейного позвонка шерстистого носорога.

Фото №6 - Артефакты: 5 удивительных произведений палеолитического искусства, найденных в России
Толбагинский медведь

Первобытный скульптор несколькими движениями резца сумел придать кости очертания головы реального зверя: сгладил на заготовке естественный гребень, выемкой обозначил слегка оттопыренную книзу нижнюю губу, аккуратно выделил слегка приподнятый кончик носа, что придает скульптуре особую живость. Мелкие медвежьи глаза на скульптуре чуть угадываются.

Примечательно, что на самом поселении костей медведя не было найдено. Зато было много костей шерстистого носорога, северного оленя, лошади, бизона. Возможно, толбагинцы почитали медведя и не охотились на него. Впоследствии культ этого животного был распространен у многих народов Евразии.

Мальтинская пластина

На поселении Мальта́ в Иркутской области археологи нашли несколько десятков скульптур. Например, изящные женские фигурки, названные венерами, вызывают удивление и восхищение любителей искусства.

+2

Среди многочисленных находок обращает на себя внимание костяная орнаментированная пластина. От отверстия в ее центре начинается спиралевидный орнамент, состоящий из 243 ямок. По бокам в нижних углах имеются обыкновенные спирали, а в верхних углах находятся спирали с загнутыми в форме латинской S концами. С обратной (вогнутой) стороны пластина украшена волнообразными линиями, вероятно, изображающими змей.

Не исключено, что пластина — древний календарь, в котором зашифрованы мифологические представления его создателей. У многих народов змеи ассоциируются с подземным миром, спирали связаны с идеями цикличности, повторяемости явлений. Археолог Александр Формозов отмечал, что число ямок центральной спирали соответствует 2/3 солнечного года и сроку беременности самки северного оленя. Очевидно, древние охотники хорошо знали биологию оленей и выстраивали свой календарь с учетом природных циклов животных. 

Усть-мензинский жезл начальника

В Европе и Сибири при раскопках палеолитических памятников неоднократно находили странные изделия из рогов оленей или бивней мамонта с одним или несколькими отверстиями. Подобные изделия нередко были орнаментированы или имели навершия в виде фигурок животных. Один из основоположников современной археологии Габриель де Мортилье назвал их жезлами начальника. Вслед за ним многие исследователи видели в загадочных предметах отличительные знаки власти вождя или шамана. Другие ученые утверждали, что жезлы связаны с религиозными культами. Выдвигались также гипотезы о том, что это инструменты для выпрямления копий или приспособления для метания копья.  

Фото №12 - Артефакты: 5 удивительных произведений палеолитического искусства, найденных в России
Усть-мензинский жезл начальника

Столь странные артефакты из Сунгири (Владимирская область, Россия) или из пещеры Мас-д'Азиль (Франция) широко известны. Их изображения не раз публиковались в журналах, книгах о первобытном искусстве.  Гораздо менее известен жезл начальника со стоянки Усть-Менза-2 в Забайкалье. Он выполнен из рога оленя и украшен гравировкой в виде меандрового орнамента, в котором выделены следующие мотивы: «параллельные линии», «ленточная полоска», «желобок», «петля», «долька». Древний мастер тщательно отполировал изделие. К сожалению, жезл сохранился не полностью. Он обломан как раз в районе отверстия. Возраст находки составляет около 18 тысяч лет.

Зарайский бизон

В 2001 году всего в 145 километрах от Москвы во время раскопок стоянки Зарайск археологи нашли уникальную скульптуру бизона, выполненную из бивня мамонта.

Фото №13 - Артефакты: 5 удивительных произведений палеолитического искусства, найденных в России
Зарайский бизон
Фото
I-podmoskovie.ru

Фигурка животного лежала в углублении неподалеку от очагов палеолитических охотников. Доисторический мастер реалистично передал  образ дикого зверя, подчеркнул все его особенности. В частности, он тщательно вырезал характерный бизоний горб, рога, мощные ноги, выгравированными штрихами он изобразил шерсть на гриве, лбу, шее.

Примечательно, что левые ноги у статуэтки обломаны, также с левой стороны на корпусе есть повреждения, видимо, образованные вследствие ударов твердым предметом. Перед тем как положить скульптуру в ямку, древний человек покрасил ее красной охрой. Перечисленные факты позволяют высказать предположение, что фигурка использовалась в ритуалах, призванных обеспечить удачу на охоте. Бизон хранится в коллекции «Археология» Зарайского кремля.

Фото: автора, если не указано иное