В Московской области сохранилось немало старинных дачных домов, привлекающих внимание затейливой архитектурой. Например, выделив один день на приятную прогулку на свежем воздухе, их можно найти в Клязьме и Мамонтовке — микрорайонах современного города Пушкино.

О том, как в этих местах случился расцвет дачного строительства, где найти дачу Кекушева и кто возвел храм с майоликами, рассказывает Ольга Соловьева — краевед, экскурсовод компании «Глазами инженера».

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Дача Алексея Ермакова
Фото
townsman.livejournal.com

С началом движения поездов в 1862 году на участке от Москвы до Сергиева Посада местность вокруг села Пушкино стала популярной для загородного отдыха. Однако в ХХ веке урбанизация пригородных зон столицы постепенно привела к вытеснению частной застройки. Оттого особенно ценно, что еще сохранились места, где можно в полной мере прочувствовать атмосферу дореволюционного прошлого, полюбоваться природными ландшафтами и насладиться архитектурой модерна.

Одним из таких редких мест является микрорайон Клязьма. Сейчас, в начале зимы, это тихие заснеженные дорожки и теплый уютный свет в окнах старых дач. Это ровная сетка улиц, носящих имена писателей и на удивление не переименованных в советское время. Это высокий берег могучей реки, в честь которой и назван был поселок-микрорайон.

Дачная местность

Расцвет дачного строительства в Клязьме пришелся на рубеж ХIХ-ХХ вв. В 1898 году здесь появилась железнодорожная платформа, а в 1902 году было учреждено «Общество благоустройства дачной местности», приступившее к планировочным работам и разбивке участков под будущие дачи.

Следуя модным веяниям того периода, состоятельные заказчики приглашали известных московских архитекторов, но дачи, в отличие от их столичных проектов, выходили более камерные, патриархальные, ориентированные на окружающую их природную среду.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Савва Мамонтов (1841-1918)
Фото
Wikimedia Commons

«Первооткрывателями» этих мест с точки зрения дачной моды вполне можно считать Мамонтовых. Промышленник Иван Федорович Мамонтов начал строительство железной дороги, его сын Савва продолжил проект отца. Дача Мамонтовых сохранилась и по сей день возле одноименной платформы. Дом принадлежал двоюродному брату Саввы, Александру Николаевичу Мамонтову.

В наши дни из-за размещения в доме Мамонтовых учреждения силового ведомства доступа в это здание нет, однако с противоположной стороны железной дороги в районе платформы «Мамонтовская» можно увидеть часть фасада в форме знаменитой буквы «М» — Мамонтовы, а также полюбоваться кружевом наличников, заметных даже с большого расстояния.

Неизвестный Кекушев

Примечательно, что архитектор, который участвовал по заказу Саввы Мамонтова в оформлении пристанционных построек Ярославской (Северной) железной дороги, стал автором частного дома в этой местности. Речь идет о Льве Кекушеве.

В пешей доступности от точки обзора на дом Мамонтовых сохранилась дача Алексея Ивановича Ермакова. Он был управляющим на фабрике Лыжина в Ивантеевке. После приобретения Ермаковым участка в Мамонтовке Владимир Лыжин, уже работавший к тому времени с Кекушевым, порекомендовал Алексею Ивановичу знакомого архитектора. Так в 1909 году в Мамонтовке появился истинный шедевр деревянного модерна авторства великого Кекушева.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Дом Ермакова иллюстрирует судьбу множества других дореволюционных дач. После смены режима здание было национализировано. Одно время на даче размещался детский дом имени Крупской. Позднее дом был отдан под коммунальное жилье — и по сей день в нем проживают несколько семей
Фото
Оксана Бухина

Объемно-пространственную композицию дома формируют несколько срубов. Самый высокий объем — двухэтажная башня, которую венчает ярусный шатер, он образует довольно глубокие свесы кровли. Их и на башне, и на веранде поддерживают сложные и мощные резные кронштейны. Почти все оконные наличники дачи разные, их отличает орнаментальная пропильная резьба.

Кекушев намеренно оставил сруб открытым, это придает сооружению большую пластическую выразительность. Обращает на себя внимание необычная отделка концов бревен сруба — на них с обеих сторон сделаны вертикальные выемки, которые идут почти до низу. Выемки аналогичны знаменитым кекушевским раскреповкам в каменных строениях.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Алексей Ермаков (в центре) с семьей на даче, 1913 год. Из книги «А.И. Ермаков. Подлинные записки Алексея Ивановича Ермакова»
Фото
alexstone via pastvu.com

Стоит обратить внимание и на желтый цвет здания — по воспоминаниям путешественников начала ХХ века, все станции на Вологодско-Архангельской дороге также были окрашены в желтый цвет.

Загадка килевидного фронтона

Дача Ермакова производит впечатление мощного, даже чуть грубоватого терема. Расположение дачи на вершине высокого холма только усиливает этот эффект. Совершенно иные эмоции вызывает дача Леоновых, расположенная вблизи железнодорожной станции «Клязьма».

Постройка неизменно привлекает внимание проходящих мимо людей — ведь дом венчает массивная и на первый взгляд несоразмерная с самим зданием крыша. Она имеет сложную, запоминающуюся конфигурацию — во многом благодаря нескольким фронтонам, похожим на перевернутый киль корабля.

Существует мнение (хотя пока еще не подтвержденное документально), что авторами проекта дома, который сохранился практически в первозданном виде, в 1905 году были последователи и ученики художника Сергея Вашкова, названные по фамилии учителя «вашковцы».

Пытливым взглядом можно заметить множество интересных деталей в оформлении дачи Леоновых. Некоторые из них вообще относятся к дохристианским символам. Это отметил, к примеру, известный фотограф Федор Савинцев, побывав здесь в 2020 году.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
У дома за всю историю было всего два хозяина. Первый — Серафим Васильевич Второв. После смены режима в 1917 году он покинул Россию. Нового хозяина дом обрел только в 1929 году, им стал Иван Леонов, прямые потомки которого живут здесь и сегодня
Фото
Андрей Греча

Дом ориентирован на четыре стороны света — на каждой есть свой вход. Все фасады отличаются друг от друга. Щипец (разновидность фронтона) крыши (1) выполнен в форме так называемой «бочки» и обрамлен резными причелинами (2). Узор причелин (название элемента происходит от слова «чело». — Прим Vokrugsveta.ru), которые защищают дом от негативного влияния, демонстрирует связь жилища с верхним миром, где находится солнце и «хляби небесные». По краям крыши — замысловатые подзоры (3), похожие на кисти брошенной на стол скатерти. Над входом на веранду помещены крупные гирьки.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Фото
Anna Iamanova / Alamy Stock Vector via Legion Media

Самый загадочный символ в оформлении дома заключен в килевидном фронтоне. Этот элемент очень напоминает руну Альгиз, похожую на фигуру человека, призывающего богов или заряжающегося энергией небес. Руна Альгиз символизирует оберег от злых сил.

Разглядев дом повнимательней, понимаешь, что кажущаяся несоразмерность крыши и основного объема постройки на самом деле неслучайна. Это не ошибка архитектора в расчетах — такой прием и асимметрия самого здания характерны для стиля модерн.

В летнее время хозяева помогают экскурсоводам и устраивают чаепития на веранде своего удивительного дома.

Храм Спаса: железобетон и абрамцевская майолика

Многие элементы в доме Леоновых косвенно указывают на Вашковскую школу, но прямых доказательств этому пока не найдено. Однако в Клязьме есть другие объекты, которые однозначно строились по проекту художника. Один из них — Храм Спаса Нерукотворного Образа, любопытный образец неорусского стиля с оттенком модерна.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Фото
Ludvig14, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Храм был одним из первых в России зданий в своем роде, построенных с применением железобетона. Стройный восьмигранный световой шатер скрыт тремя убывающими ярусами кокошников. Венчает его шлемовидная главка. Приделы завершены шатрами. У храма нет классической колокольни, зато есть пристроенная с запада звонница на 15 колоколов.

Главное украшение храма — майолика, это живописные панно по всему периметру здания. Они были изготовлены на Абрамцевском заводе.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Наиболее запоминающееся панно расположено на центральном фасаде: общий фон глубокого синего цвета, переходящего от темного кобальта к небесно-голубой лазури. Здесь изображен Спас Нерукотворный, окруженный головками серафимов и фантастическими птицами
Фото
Оксана Бухина

Вашковская калитка: оригинал и реплика

Тема фантастических птиц повторяется и в другом любопытном объекте, который можно найти в Клязьме. Это Вашковская калитка, которая когда-то вела к даче купца Ивана Александренко. Сам дом сгорел в 2000-е годы, а калитка уцелела и по-прежнему служит точкой притяжения для всех любителей старины.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Оксана Бухина

Композиция, украшающая калитку, состоит из причудливых птиц и растений. Эти элементы сходны с теми, что можно увидеть на еще одной очень популярной работе Вашкова — фасаде дома на Грязех на Чистопрудном бульваре.

Архитектурный выходной в Клязьме: ищем стародачные жемчужины модерна в ближнем Подмосковье
Фото
NVO via Wikimedia Commons

Вашковская калитка — популярный символ на Клязьме. Интересно, что многие современные дачники даже пытались ее повторить. Так, реплику калитки можно найти при входе на дачу местного краеведа Александра Федоровича Малявко. Заглянуть к нему стоит ради приятного дружеского общения и интереснейшей экскурсии, которую краевед проводит по собственному небольшому музею в дачном флигеле.

«Глазами инженера» — просветительский проект, который учит читать язык архитектуры Москвы и других городов — малых и больших, далеких и близких. Гиды проекта проводят экскурсии и детские мастер-классы, читают лекции, организуют туры в другие города, фестивали и другие события.