Альпы зарастают деревьями. Почему это тревожит ученых?

За сорок лет склоны Альпийских гор стали зеленее на 77%, и это только начало, считают экологи

3 июня 2022
Legion Media

Швейцарские экологи обнаружили, что снежные вершины Альп стремительно сменяют зеленые покровы. Это происходит даже там, где снег лежал круглогодично.

Известно, что горы и полюса нагреваются быстрее. В Арктике озеленение зафиксировано уже давно, поэтому логично было прогнозировать подобные явления и в горах. Но, по словам исследователей, они не ожидали увидеть такую значительную тенденцию к озеленению в Альпах.

Авторы изучили изображения гор с космических спутников, начиная с 1984 года и по 2021-й. Из них были исключены лесные массивы, ледники, а также районы ниже 1700 метров над уровнем моря, чтобы не захватывать сельскохозяйственные угодья в горах.

Как показал анализ данных, летом снежный покров полностью сходит уже на 10% рассмотренной территории. Снимки не позволяли рассчитать изменение глубины покрова, поэтому посмотреть, где он еще не исчез, но стал меньше, было невозможно. Но ученые смогли проанализировать длину волны и рассчитать количество хлорофилла. Это помогло установить, что рост растений и их количество увеличились за выбранный период на 77%.

Scott Wilson / Alamy

Специалисты объясняют: процесс озеленения, начавшись, становится замкнутым кругом. Изменение климата и глобальное потепление приводят к тому, что снега тают, а на их место — на благодатную увлажненную почву — приходят растения. Леса становятся гуще и выше из-за тепла и частых осадков. А виды растений начинают подниматься выше в горы, как это случилось с птицами колибри в Америке.

Что касается самых ранних последствий, Альпам грозит исчезновение запасов питьевой воды — если она перестает накапливаться в виде снега, то быстро уходит через реки. У животных, адаптированных к холодному климату, исчезает привычная среда обитания. С экономической точки зрения тоже есть опасения: регион может лишиться своей ключевой индустрии — спортивного туризма. Возможно, через 50-100 лет легендарные горнолыжные курорты в Альпах просто исчезнут.

В будущем процесс озеленения может перейти в еще менее приятную фазу — потемнение. Его уже наблюдают в Арктике и Средней Азии: сильные дожди чередуются с засухами, земля больше не покрыта ни снегом, ни зеленью. Это явление уже видно на 1% изученной территории.