Всегда сложно выбрать однозначно лучший автомобиль. Один совершеннее технически, второй красивее, третий надежнее. Но если сразу выбрать какой-то критерий, то будет гораздо проще.

6 фактов о «Ниве», лучшем автомобиле СССР
Фото
Kasia Nowak / Alamy via Legion Media

Экспортный триумф

ВАЗ-2121, или попросту «Нива», — однозначно самый успешный автомобиль СССР. Во всяком случае в том, что касается экспортных поставок. Всего за границу ушло более полумиллиона «Нив». Такого не было ни до, не будет и после «Нивы».

Из «Крокодила» в «Ниву»

Хотя «Нивы» как таковой могло и не быть. Изначально рассматривался вариант с выпуском на ВАЗе итальянского внедорожника Fiat Compagnola. Но его примитивную конструкцию тольяттинцы отвергли. Уже в 1970-м началась разработка собственного сельского вездехода, а всего через два года был построен первый прототип, за характерную внешность прозванный «Крокодилом». Название «Нива», вопреки популярному мифу, не является аббревиатурой имен конструкторов автомобиля.

6 фактов о «Ниве», лучшем автомобиле СССР
Фото
Nikolay Denisov / Alamy via Legion Media

Выпуск «Нивы» начался весной 1977-го, при этом внедорожник встретил довольно прохладный прием на советском рынке. Покупателям не нравился прежде всего трехдверный формат автомобиля. Ведь во времена, когда покупка любой машины проходила по рангу чуда, мало кто мог позволить иметь один автомобиль для каждодневных поездок, а второй — для выездов на природу.

Машина должна была быть максимально универсальной. В этом плане «Нива» в глазах советских людей уступала менее изысканным в техническом плане, но более просторным и комфортным четырехдверным «Жигулям».

Пример для подражания

Зато иностранцы просто обалдели от возможностей советского вездехода. «Нива» оказалась уникальным предложением: на рубеже 80-х в мире была еще только одна полноприводная модель с несущим кузовом и независимой передней подвеской. Называлась она Range Rover. В своем же ценовом сегменте «Нива» просто уничтожала всех конкурентов.

Рекордные экспортные цифры — это не только низкая цена, но и передовая конструкция ВАЗ-2121, которая станет объектом для подражания. Скажем, Suzuki даже не пыталась скрывать своего восторга перед «Нивой».

При разработке собственного внедорожника модели Vitara японцы активно подглядывали в конструкцию советского вездехода. А после его дебюта прислали на ВАЗ благодарственное письмо в адрес разработчика «Нивы» Петра Прусова, назвав его крестным отцом «Витары».

Спортивные успехи

6 фактов о «Ниве», лучшем автомобиле СССР
Фото
YG-Sport-Photos / Alamy

Серьезных успехов «Нива» добилась и на гоночных трассах. Достаточно вспомнить, что дважды русский вездеход занимал серебряную строчку в абсолютном зачете ралли-рейда Париж — Дакар, который часто называют самой сложной гонкой на планете. Пожалуй, это наиболее громкий успех советского легкового автомобиля за всю историю автоспорта.

Звезда экрана

А еще за плечами «Нивы» не десятки даже, а сотни ролей в кино. Самыми яркими из них стали камео в 19-й серии бондианы «И целого мира мало», а также незабываемое перевоплощение в инкассаторский броневик в советском боевике «Мираж», снятом по книге Джеймса Хедли Чейза «Весь мир в кармане».

В ожидании преемника

6 фактов о «Ниве», лучшем автомобиле СССР
Концепт-кар Niva Vision, представленный в 2018 году
Фото
Nikolay Vinokurov / Alamy via Legion Media

Насколько долгим и успешным оказался жизненный путь оригинальной «Нивы» (выпуск модели с незначительными изменениями продолжается и по сей день, но сейчас классическая модель носит имя Niva Legend), настолько сложно обстояли дела с разработкой сменщика. Но даже если новинка оправдает абсолютно все ожидания создателей и покупателей, ей все равно не суждено стать такой же легендой, как оригинальная «Нива». Такое чудо просто невозможно повторить.

Использованы материалы Maximonline.ru