41 обезглавленный скелет: кто и зачем устроил резню в китайской деревне 4000 лет назад?

Археологи исследовали древнее захоронение на севере современного Китая

15 ноября 2023Обсудить

Захоронение M104 (мужчина, возраст на момент смерти — 35–40 лет). Среди погребальных принадлежностей был найден меч с костяной рукоятью и каменным лезвием (показан красной стрелкой).

Еще в 1990-х годах на северо-востоке Китая, в провинции Хэйлунцзян, археологи наткнулись на массовое захоронение в поселении эпохи неолита. С тех пор в этом жутковатом месте, называющемся Хунхэ, было проведено шесть сезонов археологических раскопок.

В ходе последнего из них китайские археологи, статья которых опубликована в журнале Archaeological and Anthropological Sciences, нашли 68 скелетов, причем у 41 скелета отсутствовала голова, и, судя по ряду признаков, по крайней мере 32 жертвы были убиты во время одного и того же нападения. Все это позволило ученым назвать произошедшее в Хунхэ 4100–4400 лет тому назад самой крупной резней, устроенной «охотниками за головами» в доисторической Азии.

Отсечение у противника головы (декапитация) — это древняя форма насилия, которая была широко распространена в Юго-Восточной Азии и островах Тихого океана. Декапитацию использовали в ритуальных целях, а также для того, чтобы показать свое превосходство над соперниками и умилостивить духов предков.

Изучение скелетов из Хунхэ показало, что все жертвы — женщины и дети, что необычно, потому что, как правило, головы отсекали у мужчин. У каждого скелета на позвонках остались совершенно одинаковые метки от каменного ножа — это и позволило исследователям сделать вывод о том, что все люди погибли во время одной и той же атаки.

Археологи предположили, что напавшие на деревню представители враждующего племени могли специально выбрать для декапитации женщин и детей, потому что их головы были нужны для какого-то специального ритуала.

Согласно другой гипотезе, во время нападения все мужчины племени в деревне отсутствовали, например рыбачили или охотились, и враги обезглавили оставшихся в поселении беззащитных женщин и детей, чтобы устрашить мужчин, а их головы забрали с собой в качестве трофеев. Когда мужчины вернулись, они нашли лишь тела своих любимых, похоронили их и оставили деревню навсегда.

Когда и где случилась первая известная война в Европе, недавно установили другие ученые.