341 день в космосе: астронавт установил новый рекорд NASA по длительности полета

Марк Ванде Хей планировал провести на МКС обычную смену длиной полгода, но передумал

16 марта 2022
ESA/NASA-T. Pesquet

Установлен новый рекорд пребывания в космосе для астронавтов NASA. Накануне Марк Ванде Хей начал свой 341-й рабочий день на Международной космической станции.

Изначально это должна была быть стандартная полугодовая смена, но в октябре Ванде Хей и его российский коллега Петр Дубров уступили места на корабле «Союз» режиссеру Климу Шипенко и актрисе Юлии Пересильд. В прошлом году впервые в истории в космосе снимали фильм — картина «Вызов» рассказывает о полете врача на МКС для проведения срочной операции на сердце.

Так пребывание Ванде Хея в космосе стало длиннее еще на полгода. Теперь он рекордсмен, но достижение актуально только для NASA: еще дольше находился в космосе Валерий Поляков — он провел на станции «Мир» 438 дней.

Марк Ванде Хай с коллегами из России, Японии и съемочной группой фильма «Вызов»
NASA Johnson / flickr

554-й космонавт мира Марк Ванде Хей родился в 1966 году в Фолс-Черч (Вирджиния, США). В его активе два космических полета. За время первой экспедиции Ванде Хей выполнил четыре выхода в открытый космос, проводя замену и смазку механизмов запирающих замков на обоих концах манипулятора Canadarm2. В открытом космосе он провел 26 часов 42 минуты.

На МКС Ванде Хей проводил эксперименты по производству нитей оптических волокон, по усовершенствованию точности работы имплантируемых биодатчиков для замера уровня глюкозы в крови человека, по замеру уровня солнечной энергии.

В одном из исследований Ванде Хей помогал выращивать овощи в космосе. Исследование направлено на разработку продуктов питания для космонавтов. При участии Ванде Хея изучалось влияние однообразного меню на состояние людей, находящихся на орбите.