300 изменений в секунду: названы животные с самым быстрым зрением
Фото
blickwinkel

Ирландские зоологи проанализировали скорость зрительного восприятия изменений более чем у 100 животных — на сегодня это крупнейшее из подобных исследование в мире. Команда обнаружила, что «самые быстрые» глаза принадлежат мелким летающим насекомым, которые сами передвигаются на больших скоростях, за ними идут хищники, которым нужно предугадывать траекторию добычи.

Скорость, с которой мы воспринимаем изменения вокруг нас, ученые называют восприятием времени. Авторы использовали данные предыдущих исследования, где эта величина измерялась с помощью мерцающего света.

В экспериментах с разными видами животных им включали свет, который мигал, а приборы регистрировали скорость, с которой зрительный нерв передавал информацию. Фиксировалась также частота, которая становилась критической — при ней глаз перестает различать мерцание и видит излучение как непрерывное.

У кого самый быстрый глаз?

С самой высокой скоростью «рассматривали» изменения такие виды, как мухи и стрекозы — их зрение обрабатывает 300 Гц, то есть видит изменения 300 раз в секунду. Среди позвоночных самые быстрые глаза у мухоловок, с частотой 146 Гц. Зрение лосося работает со скоростью 96 Гц, собаки — 75 Гц. Только после любимых домашних питомцев в списке идут люди: мы улавливаем изменения зрением с частотой всего 65 Гц.

300 изменений в секунду: названы животные с самым быстрым зрением
Морская звезда терновый венец
Фото
Helmut Corneli / Alamy

Самое заторможенное восприятие оказалось у морской звезды вида терновый венец, которая питается кораллами, и, вероятно, никуда не спешит, добыча ведь не убегает. У этого иглокожего показатель составил 0,7 Гц.

Кевин Хили

Зачем хищнику быстрые глаза?

Неожиданным открытием исследование оказалось наличие еще одного важного фактора, который влияет на скорость зрения. Оказалось, что у наземных хищников зрение медленнее, чем у морских. В водной среде при броске на добычу охотник может постоянно менять положение своего тела и угол зрения, обстановка меняются ежесекундно. А на суше хищник после прыжка на жертву уже не имеет возможности вносить коррективы в свои движения.

Различия восприятия также могут происходить внутри одного вида, в том числе нашего. Так, футбольные вратари видят изменения с бо́льшей скоростью, чем остальные люди.

Однако гнаться за этой суперспособностью не стоит, не всем необходимо быстрое зрение — это энергозатратная функция, которая зависит от того, как быстро перезаряжаются нейроны, связанные с сетчаткой глаза. Те виды, которые обходятся медленным восприятием, тратят сэкономленную энергию на другие цели — например, на рост и размножение.

По материалам Science Daily.