Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Автомобильная компания, о которой пойдет речь в этой статье, в обозримом будущем отметит свой 90-летний юбилей. Еще в прошлом веке она несколько раз попала в Книгу рекордов Гиннесса, в частности за тот факт, что если у вас есть старый двигатель этой марки, пусть хоть 30-х годов, то по сей день вы легко найдете для машины запчасти. Впрочем, в наши дни бренд ассоциируется не столько с изящным дизайном, комфортом или экономичностью, сколько с безопасным вождением. Поговорим о шведских автомобилях Volvo.

История бренда Volvo («Вольво») началась с порции отменных красных раков в одном из стокгольмских ресторанов. Два университетских приятеля, одного из которых звали Ассар Габриэльссон, а второго — Густав Ларссон, мирно обедали и вели беседу, а дело было в 1924 году. Разговор случайно зашел о том, как было бы здорово организовать предприятие по выпуску автомобилей. Оба друга согласились с этой идеей, мирно распрощались, пожелав друг другу удачного дня, и, быть может, вскоре забыли бы об этом, но через несколько недель случайно вновь встретились за трапезой. И вот тогда их устная и ни к чему не обязывающая договоренность приобрела более четкие очертания. Ларссон должен был помочь сконструировать новый автомобиль и получал определенное вознаграждение в случае роста производства до промышленного уровня. На тот момент чертежи будущей машины уже шесть месяцев как лежали в ящике его стола.

В середине двадцатых годов прошлого столетия в США и странах Европы наблюдался автомобильный бум. Появилось довольно много новых производств, и после того, как в 1923 году в Гётеборге прошла крупная выставка, по-настоящему интересоваться автомобилями начали и шведы. К 1925-му в Швеции насчитывалось уже почти 15 тысяч импортных машин. Однако надежность их в основном оставляла желать лучшего, потому что производители гнались за количеством — и в итоге разорялись. Ларссон и Габриэльссон решили поставить во главу угла качество. Инвестировала же в будущее производство крупная компания SKF, производившая подшипники.

Фото №2 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Днем рождения первого серийного автомобиля Volvo принято считать 14 апреля 1927 года. Вернее, тогда еще это был никакой не Volvo. Официально машина называлась ÖV4 (на иллюстрации выше ), но ее ласково именовали Якобом. Мощность двигателя у авто была 28 лошадиных сил, при этом он мог разгоняться до 90 километров в час, что было приличной для конца 20-х скоростью. Когда публику знакомили с Якобом, вышел курьез: так как последние детали машины прибыли поездом буквально накануне, сборка демонстрационной модели происходила в жуткой спешке, и один из компонентов установили неверно и в результате машина могла ехать только назад. Над неполадкой посмеялись, посчитав случившееся хорошей приметой, мол, отныне движение должно быть только вперед!

Фото №3 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Якоб был темно-синего цвета, переднюю панель выполнили из дерева. Как бы странно сегодня это ни выглядело, но в комплектацию входила небольшая ваза для цветов, а также занавески на всех окнах. Бамперы появятся лишь на следующей модели, которая выйдет через год: в то время они еще не входили в набор стандартных деталей автомобиля. Поначалу шведы не торопились покупать произведение отечественного автопрома, и лишь через два года основатели компании смогли получить скромную прибыль, продав к тому времени чуть больше тысячи машин. Зато последующие несколько лет стали прорывными.

Два человека, оказавшихся «у руля» нового производства, отлично дополняли друг друга: если Ларссон был инженерным гением, то Габриэльссон многое понимал в бизнесе, в том числе и то, что за счет твердой репутации шведской стали и ряда других факторов проект должен оказаться успешным. Когда в 1935-м их детище обрело финансовую независимость, решено было придумать новое название компании. Тогда и появилось слово Volvo, что на латыни означает примерно «я качусь» — как дань уважения подшипникам SKF. Это было вполне автомобильное имя, и с идеей согласились. Символом новой марки шведского автопрома выбрали символ Марса, или железа — в честь шведской стали. Эмблему для упрощения задачи просто прикрутили к решетке радиатора с помощью диагональной металлической полосы, которая потом так и осталась на всех автомобилях, а позже и грузовиках Volvo и вообще стала фирменным знаком марки.

Фото №4 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Последующие десятилетия в жизни компании прошли под знаком нововведений, вошедших не только в продукцию Volvo, но и в автомобилестроения в целом. Так, именно шведские инженеры изобрели и запустили шестицилиндровый мотор, установили тормозные колодки на все колеса, придумали, как шумоизолировать салон и как приспособить глушитель. И даже форму кузова сделали аэродинамичной еще в довоенные годы. Тормоза, к слову, были настолько эффективными, что, дабы предупредить другие автомобили о необходимости держать дистанцию, на машины Volvo сзади крепили яркие предупреждающие треугольники.

У каждой крупной мировой марки есть свое ноу-хау, которое воплощается в каждой последующей модификации. Как-то так получилось, что, например, в BMW всегда делали акцент на удовольствие от вождения, в Mercedes, напротив, на комфорт пассажиров, ну а в Volvo взяли курс на активную и пассивную безопасность. Позже при производстве у шведов даже будет создана специальная группа по изучению аварий с участием собственных автомобилей. Вернее, их будет две: одна займется легковыми машинами, другая — грузовиками. Обе будут рассматривать фотографии, иски по ДТП, беседовать с пострадавшими, изучать отдельные авто в лаборатории безопасности в Гётеборге. Естественно, результаты исследований скажутся на конструкции последующих моделей.

Фото №5 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Еще одним непривычным для тех времен решением была пятилетняя гарантия на автомобиль. Вся Швеция, да что там Швеция, вся Европа была изумлена, когда в Volvo обязались выплатить все расходы по ремонту свыше 200 крон, если их повлекло за собой дорожно-транспортное происшествие! Причем гарантия уже входила в стоимость нового автомобиля, так что это было весьма щедрое предложение. Шведская комиссия по страхованию в ответ подала на производителя в суд, полагая, что такая политика компании противоречит законам. Тяжба длилась четыре года, Volvo одержала победу.

В конце 1950-х — начале 1960-х на мировом автомобильном рынке появляются новые решения, обеспечивающие безопасность. Volvo и тут становится первопроходцем, впервые введя в серийное производство многие из них. Так, трехточечные защелкивающиеся ремни безопасности стали стандартным оборудованием впервые именно у шведов. Переднее сиденье становится анатомическим. И даже тормозная система с определенного момента стала выпускаться с двойным контуром: если один выходил из строя, второй успевал спасти положение.

Фото №6 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Потом инженеры из лаборатории безопасности поняли, что подголовники — это важно, потому что при сильном ударе они защищают от серьезных травм шеи, и с 1969-го подголовники были уже на каждой модели, равно как и дневные габариты, и ремни безопасности для задних пассажиров. С 1986-го в серии также появилось устройство безопасности для ребенка до 4-х лет — оно представляло собой съемное сиденье.

Фото №7 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

В последующие годы на рынок выйдут самые популярные модели марки, которые мы периодически видим на городских улицах до сих пор: S40, S60, S80, V70, XC70, XC90 и так далее. Каждая из них будет достаточно мощной и комфортной, но упор по-прежнему останется на системах безопасности. За это время отделение легковых автомобилей Volvo перейдет сначала к концерну Ford, а в 2010-м и вовсе будет перепродано китайскому Geely, которому и принадлежит по сей день.

Из инженерных идей последнего десятилетия, призванных сохранить жизнь, здоровье и бодрое расположение духа автолюбителей и пассажиров на дороге, можно отметить три. Во-первых, это система, оповещающая водителя о других автомобилях в «слепой зоне». Крошечные видеокамеры на зеркалах фиксируют объект и, если он приближается, зажигают в салоне желтый светодиод, соответственно, либо справа, либо слева. Это помогает отследить соседей по потоку, которые пошли на обгон, а также избежать неосторожных перестроений. Кстати, на припаркованные автомобили система не реагирует.

Фото №8 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Во-вторых, многие наслышаны и о подушке безопасности для пешехода от Volvo. Сложно представить себе, как это работает, и лучше, конечно, никогда не проверять, но при ударе сенсор в переднем бампере передает сигнал, задняя часть капота приподнимается, и выстреливает подушка безопасности. Она закрывает примерно треть лобового стекла, нижние части передних стоек и часть крыши. Одновременно с этим есть и другая технология — что-то вроде маленького радара в решетке радиатора, который работает на пару с камерой и может вовремя обнаружить на проезжей части человека — правда, ростом от 80 сантиметров.

Ну и, наконец, некоторые Volvo научились автоматически тормозить, непрерывно сканируя расстояние до впереди идущей машины. Система реагирует на препятствия на скорости до 50 километров в час, когда есть угроза столкновения или когда кто-нибудь резко перестраивается, и актуальна для плотного городского потока.

Фото №9 - Философия безопасности: история автомобилей Volvo

Разумеется, всё это может здорово облегчить водителю жизнь, но не заменяет собственные мозги, хотя Volvo тоже поддались модной тенденции и тестировали беспилотники. Но первостепенное направление в компании сейчас — электрокары. Так, в этом году на сайте производителя было заявлено, что к 2030-му Volvo планирует выпускать уже исключительно электромобили.

Еще одна, последняя ассоциация с Volvo, которая наверняка приходит на ум всем активным интернет-пользователям, — это рекламный ролик, демонстрирующий эффективность системы динамического рулевого управления автомобилей шведов. В нем известный актер Жан-Клод Ван Дамм со сложенными на груди руками демонстрирует безупречный поперечный шпагат, невозмутимо стоя на зеркалах заднего вида двух движущихся грузовиков. Предыдущий ролик демонстрировал, как 15-тонной фурой управляет хомячок Чарли. Словом, в чем в чем, а в отсутствии фантазии и чувства юмора Volvo точно не упрекнешь!

Фото: Getty Images, Autowp.ru