Фото №1 - Человек умелый: королева водорослей

ГЕРОИНЯ
Виолен Бюэ,
дизайнер текстиля из водорослей

Родилась в 1977 году в Бретани. Училась в Париже. Вначале специализировалась в гуманитарных науках, изучала язык жестов. Затем окончила французскую школу дизайна ENSCI. После окончания обучения уехала в Индию, где прожила семь лет. После возвращения во Францию решила сосредоточиться на работе с натуральными материалами. Окончила высшую школу декоративных искусств ENSAD и в 2016 году открыла собственную студию в Оре в Бретани, где стала создавать текстильные изделия из местных водорослей.

Фото №2 - Человек умелый: королева водорослей

Каждого, кто входит в мастерскую Виолен Бюэ в бретонском приморском городке Оре, сразу же обволакивает сладковатый йодистый запах. Это сушатся водоросли — главный материал, с которым работает Виолен. После сушки она их красит, сшивает, сплетает, прессует, набивает и придает жесткую форму, покрывает тиснением или гравировкой. В целом использует около десятка техник, которые позволяют создать из водорослей самые разные изделия: от домашнего текстиля до платьев haute couture и объектов искусства.

Если заказ большой, Виолен обращается к услугам местных фермеров, которые занимаются сбором и заготовкой водорослей. Но в основном предпочитает собирать материал сама: по ее словам, это самая любимая часть работы, поскольку натуральная структура и цвет уже позволяют представить, какие интересные вещи можно из них изготовить. Кстати, весна — с февраля по май — это лучший сезон для сбора водорослей, так как именно в это время они растут наиболее интенсивно. Так что Виолен сразу предупреждает, что не может долго разговаривать. Даже в день рождения 23 февраля ее ждет множество дел: прогулка по ветреному пляжу, работа в мастерской и переговоры с заказчиками.

Виолен, первый вопрос напрашивается сам собой: почему водоросли? Как вам пришла в голову идея работать именно с этим материалом?

О, это вовсе не странный выбор. На самом деле, водоросли — это бретонский специалитет, на нашем побережье можно встретить более 700 разновидностей макроскопических водорослей, которые используются в самых разных областях, например в медицине. В Бретани их сбор и заготовка становятся все более популярной отраслью. Я, честно говоря, не могу вспомнить какой-то точный момент, когда я решила: о, водоросли — отличная идея. Проект появился сам собой из какого-то интуитивного ощущения. Пять лет назад я решила уехать из Парижа и вернуться в родные края — работать самостоятельно и только с натуральными материалами. Я бродила по побережью, наблюдала, как местные жители собирают водоросли, стала сама изучать эти биологические формы, прочитала несколько книг про макроводоросли, потом поняла: это то, с чем я хочу работать.

Фото №3 - Человек умелый: королева водорослей

А как вообще получилось, что вы стали заниматься ручной работой? Ведь изначально вы планировали совсем другую карьеру?

Вы правы, вначале меня увлек индустриальный дизайн. Мне нравились большие фабрики, технологии производства, то есть я была вполне обычным современным дизайнером. После диплома я поехала на стажировку в Индию, а потом сложилось так, что я завела семью и семь лет прожила в Бангалоре. Там я два года сотрудничала с маленьким ателье, которое специализировалось на вещах ручной работы, изготовленных из натуральных материалов. Я все глубже вникала в этот процесс и наконец решила, что именно таким образом мне интереснее всего работать. Поэтому, вернувшись во Францию, я окончила еще один курс, теперь уже прикладного дизайна.

Кажется, в последнее время это становится тенденцией: многие творческие люди бросают корпоративную карьеру, уезжают из мегаполисов в глубинку, осваивают какое-то мануфактурное ремесло, вместо того чтобы полагаться на индустриальные технологии. Как вы думаете, почему так происходит? Это бегство от современности? Усталость от жестких правил социума?

Я не могу отвечать за всех. Пять лет назад я точно поняла, чего хочу. Когда тебе почти сорок, у тебя уже есть опыт, багаж знаний и реалистичное представление о том, что ты ждешь от жизни в будущем, ты не боишься посмотреть на себя в зеркало и честно поговорить с собой о том, что ты из себя представляешь и чем хочешь заниматься дальше. Я знала, что не хочу больше жить в Париже. Я провела в этом городе восемь лет — этот образ жизни и карьеры меня совсем не привлекал. И я поняла, что хочу работать с каким-то «живым» материалом, который могу контролировать на всех стадиях процесса. Я не завишу от поставщиков, посредников, сторонних технологов — вообще ни от кого. Водоросли — это совершенно бесплатный материал с уникальными биологическими характеристиками, из которых я могу делать все что хочу.

Фото №4 - Человек умелый: королева водорослей

Вы изучали техники работы с водорослями или придумали их сами?

Большую часть того, что я делаю, я изобрела сама, потому что я специализируюсь именно на текстиле из макроводорослей, а это довольно редкое направление. Мне пришлось сначала много экспериментировать, действовать путем проб и ошибок. Но я, конечно, не единственная, кто работает с этим необычным материалом. Еще в начале своего пути познакомилась с немецким дизайнером и профессором искусств Юлией Ломан, она стала специализироваться на водорослях задолго до меня. Хотя она создает из них скульптуры, я во многом вдохновлялась ее работами. Мы называем друг друга «сестры по водорослям». В конце концов, мы решили объединиться и основали общество «Департамент водорослей». Кроме нас с Юлией в него входят еще пять художников из разных стран, которые экспериментируют с этим материалом.

Фото №5 - Человек умелый: королева водорослей

Есть какие-то главные принципы работы с водорослями? И как правильно обращаться с такими изделиями?

Собирать водоросли не очень сложно, хотя и утомительно, потому что это нужно делать во время прилива, когда на берег волна их выносит живыми. Затем их нужно тщательно промыть и высушить, так, чтобы они не утратили свою структуру. Я сотрудничаю с учеными, специализирующимися на водорослях, чтобы лучше понимать свойства этих организмов. Конечно, нужно понимать, что изделия из водорослей — это не на века. Они плохо переносят влагу, а со временем подвержены разрушению. Но зато это абсолютно безотходные, на 100% экологичные биоразлагаемые изделия.

Я думаю, что именно экологический аспект прежде всего и привлекает ваших клиентов. Материал бесплатный, его добыча не вредит природе, нет отходов. Вы можете сказать, что за четыре года, пока существует ваше ателье, вырос спрос на изделия из водорослей?

О них стали больше говорить. Я работаю сама на себя, поэтому предпочитаю делать вещи на заказ: у меня нет интернет-магазина или какого-то шоурума. Но могу сказать точно, что популярность водорослей как художественного материала растет. Ко мне обращался один известный модный дом для создания одежды и украшений, я сотрудничаю с известными художниками и специалистами по мезологии (науке о взаимодействии организма и окружающей среды).

Фото №6 - Человек умелый: королева водорослей

Вы думаете, что нашли дело всей жизни?

Не знаю. Для меня это в первую очередь работа, довольно сложная, но очень интересная. Не могу сказать, что уверена в своем будущем, но сейчас я довольна тем, как живу. У меня нет четкого графика, начальников и подчиненных, каждый день не похож на предыдущие, и я обожаю Бретань. Здесь потрясающая природа, море, можно плавать и заниматься серфингом. И я рада, что нашла способ создавать 100%-ный бретонский продукт.

Фото №7 - Человек умелый: королева водорослей
Оре, департамент Морбиан, Бретань, Франция

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Оре, департамент Морбиан, Бретань, Франция

Население Бретани 3 335 414 чел. (9-е место)
Плотность населения 123 чел/км²
Языки французский, бретонский, галло
Население Оре 13 945 чел.

Традиционные блюда: бретонские блинчики galettes sarrasin из гречневой муки, устрицы и другие свежие морепродукты, копченые колбаски из свиных кишок, кровяная колбаса, свиное рагу с клецками kig ha farz, соленое масло.
Традиционные напитки: яблочный сидр, яблочный бренди ламбиг, медовуха с яблочным соком шушен.
Достопримечательности: каменный мост XV века и старинный район Сен-Густан на берегу реки Оре, часовня Нотр-Дам-де-Лурд XIX века, мавзолей Жоржа Кадудаля, казненного за покушение на Наполеона.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Оре ≈ 3305 км (4 часа 10 минут в полете до Парижа, затем 2 часа 50 минуту на поезде)
ВРЕМЯ на 2 часа отстает от московского

Фото: BERTRAND DROUHARD; MAARTEN HUISMAN (1); PIERRE-YVES DINASQUET (2); THIERRY CREUX (2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021