Увидеть необычные достопримечательности можно, не тратя евро, а рассматривая их. Что особенно занимательно, когда доступ к памятникам на время закрыт. «Вокруг света» приглашает на виртуальную экскурсию по Европе — осмотреть мосты, напоминающие изображенные на купюрах.

Фото №1 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро


ИССЛЕДОВАНИЕ
Век и стили

Конкурс на дизайн купюр по теме «Век и стили в Европе», организованный Европейским валютным институтом, выиграл австрийский художник Роберт Калина. Он отобразил на банкнотах несуществующие, но отражающие различные исторические эпохи в архитектуре мосты. Однако придумать нечто совершенно новое непросто. Исследователи и путешественники то и дело находят сооружения, внешний облик которых напоминает изображения на банкнотах.

Для увеличения карты — нажмите на неё.

Античность

Фото №2 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

5 евро

Фото №3 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Франция, г. Ним. Мост Пон-дю-Гар

Купюра с наименьшим номиналом может привести к самому высокому древнеримскому мосту-акведуку (49 м). Это единственный сохранившийся до наших дней трехъярусный акведук. Его построили в I веке н. э. Акведук длиной 50 км более пяти столетий снабжал водой город Ним. Решение по тем временам было революционным: благодаря уклону в 25 см на километр под действием силы тяжести доставлялось 30–40 тыс. м³ воды в день. Возвели это грандиозное сооружение за 15 лет. В наши дни акведук Пон-дю-Гар — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Романский стиль

Фото №4 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

10 евро

Фото №5 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Франция, г. Авиньон. Мост Сен-Бенезе

Говорят, первый мост построили по воле Господа: его голос услышал пастух Бенезе. В конце XII века мост был разрушен, а в XIII на его месте построен новый. Вопреки песне «На авиньонском мосту мы танцуем, мы танцуем...», веселились горожане под мостом. На Сен-Бенезе находились пограничные заставы и посты сборщиков налогов. Из первоначальных 22 арок осталось четыре: из-за наводнений Роны мост периодически разрушался. Сейчас это объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Готика

Фото №6 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

20 евро

Фото №7 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Франция, г. Каор. Мост Валантре

Мост возводился так долго (с 1308 по 1350 год), что по этому поводу возникла легенда. Мастер обещал дьяволу свою душу, если тот поможет достроить мост в срок, но пошел на хитрость: попросил дьявола принести для раствора к последнему кирпичу воды в сите. Сатане задача оказалась не по силам, и он проиграл пари. Местью нечистой силы жители объясняли часто выпадающие из моста камни. Тогда архитектор Поль Гу встроил в башню на мосту скульптуру дьявола. С тех пор проблемы с обрушением якобы прекратились. Мост начали называть Чертовым, а стоящую на нем башню — башней Сатаны.

Ренессанс

Фото №8 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

50 евро

Фото №9 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Франция, г. Тулуза. Мост Пон-Нёф

Мост, который строили 88 лет, не раз давал повод для восстания. Его начали возводить в 1541 году. Денег не хватало, поэтому Франциск I ввел специальный налог, что вызвало всеобщее возмущение. Бунтовала против возведения моста и река: течение многократно сносило сваи. Чтобы установить одну из них, пришлось снизить уровень воды в реке, из-за чего пострадали мельницы и прачечные на ее берегах. Значительная часть 220-метрового моста сделана не из камня, а из кирпичей, что не мешает ему выдерживать наводнения: мощные потоки проходят под самой высокой аркой. Спасают и особые изливы опор.

МЕСТА ДЛЯ СЕЛФИ
Нидерланды

Фото №10 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Идею нидерландского дизайнера и иллюстратора Робина Стама, решившего построить все семь вымышленных мостов, изображенных на европейских купюрах, в одном месте, поддержала администрация его родного города Спейкениссе (провинция Южная Голландия). Теперь сооружения украшают новый жилой квартал, окруженный водой. Стам придал мостам нарочито условный облик и уравнял масштабы сооружений. Все они словно напечатаны на 3D -принтере по эскизам с купюр и повторяют колорит банкнот. Этот «инженерный аттракцион» привлекает в небольшой город поток туристов, которые хотят сфотографироваться на мостах с евро в руках, и приносит вполне реальные евро в казну муниципалитета.

Барокко

Фото №11 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

100 евро

Фото №12 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Франция, г. Париж. Мост Пон-де-Нёйи

Его называют самым изящным каменным мостом из когда-либо построенных. Если приглядеться, арки напоминают ручки корзины. Такое решение архитектора Жан-Родольфа Перроне, спроектировавшего низкие арки (их проем — 36,5 м, а толщина опор — всего около 4 м), по тем временам считалось рискованным. Чрезвычайно плоские арки во время строительства поддерживались опалубкой на тонких опорах.

Модерн

Фото №13 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

200 евро

Фото №14 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Великобритания, д. Аберлауэр (Шотландия). Мост Крейгеллахи

Фраза «стóит, как чугунный мост» приобретает новый смысл, когда смотришь на эту купюру. Однопролетный арочный гигант построен между 1812–1814 годами. Конструкция его чрезвычайно тонкой арки длиной 45,7 м революционна для своего времени. Арку отлили из чугуна по частям в Уэльсе и доставили по морю в Спимут, откуда переправили на конных повозках к месту сборки.

Модернизм

Фото №15 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

500 евро

Фото №16 - Удаленный доступ: банкноты-путеводители по курсу евро

Франция, г. Гавр. Нормандский мост

Мало кто держит такую крупную купюру в руках часто. Поэтому и на мост в Гавре обращают недостаточно внимания. А зря! Он построен за семь лет и открыт в 1995 году и долгое время был самым длинным вантовым мостом в мире: 2141 м. Высота его пилонов — 214 м, а фундамент уходит в глубину почти на 50 м (это высота 16-этажного дома). На строительство гиганта израсходовано 465 миллионов долларов.

Фото: SIME (X3), ALAMY (X9) / LEGION-MEDIA, HEMIS (X2) / LEGION-MEDIA, ISTOCK

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, декабрь 2020