В СССР имелись крутые автомобили, которые были просто напичканы секретной чувствительной аппаратурой. Такие трудились на благо спецслужб.

«Чайка»

У этого автомобиля даже розничной цены не было — не суждено ему было стать товаром народного потребления. На «Чайках» передвигались главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, а также послы Советского Союза за рубежом и московские дипломаты. В социалистических странах экспортные машины дорабатывались. Были версии с убиравшимися подножками, с большим верхним люком, снабженным поручнями.

«Чайка»

+2

Но самой важной, «секретной» ролью «Чайки» стало оказание медицинской помощи средней элите. Для этого еще в начале 1970-х автомобиль был доработан на Рижском автобусном заводе. Мягкая подвеска, высокая крыша и максимальная скорость 160 км/ч способствовали быстрой и комфортной доставке захворавших важных персон в стационар. Внутри свободно размещались не только больной на носилках, но также врач и медсестра. Такая «Чайка» получила прозвище «Черная докторша» — цвет кузова оставался неизменным. Часть санитарных модификаций впоследствии стали катафалками.

Спустя несколько лет автомобиль был признан громоздким и неудобным, тем более для секретных задач. Поэтому перекрашенные в жизнерадостные цвета «Чайки» отправились из правительственных гаражей во дворцы бракосочетаний: купить такую машину по-прежнему было невозможно, но зато ее можно было взять напрокат на свадьбу. В 1970-е годы молодоженам это обходилось в 50 рублей.

«Победа»

Эта легендарная машина одной из первых оказалась в автопарке особого назначения. И именно она первой получила прозвище «догонялка» — так именовали автомобили для наружного наблюдения и преследования. Само собой, внешне «Победа» для КГБ никак не отличалась от гражданской версии. Лишь под капотом у нее был форсированный мотор — на тот момент, в 1956-м году, 90 л. с. вместо привычных 50. Входили в секретную комплектацию и средства радиосвязи. Максимальная скорость такой доработанной машины составляла 132 км/ч, до сотни машина разгонялась за полминуты.

«Победа»

+1

При этом основным требованием КГБ при сборке авто оставался... обыкновенный экстерьер. Внешний облик машины никоим образом не должен был вызвать подозрений. Коллекционеры, которые десятилетия спустя добывали раритетные спецверсии «Победы» и других ее коллег по цеху, рассказывали, что порой на кузове находили до 10 слоев краски. То есть «засветившуюся» машину попросту перекрашивали. А когда автомобиль отправлялся на заслуженный отдых, все спецоборудование с него снимали, и даже мощный двигатель меняли на серийный.

«Волга»

Среди автомобилей этой марки было больше всего механических «сотрудников» КГБ. Например, не все знают о модели ГАЗ-23 конца 1960-х. Эта спецверсия имела под капотом 195-сильную восьмерку — по тем временам неслыханной мощи мотор. До сотни машина разгонялась всего за 16 секунд.

Еще один особый вариант для КГБ — классическая наблюдательная ГАЗ-24-24. Окрашенная в неброские цвета, машина легко терялась в потоке и могла незаметно преследовать цель часами. Ее родственницу, ГАЗ-24-25, в народе также прозвали «догонялкой», потому что именно она чаще всего сопровождала правительственные кортежи.

Фото №1 - Волк в овечьей шкуре: секретные автомобили советских спецслужб
ГАЗ 24-24. Wikimedia Commons

Конструкторы долго мучились, чтобы впихнуть габаритный 8-цилиндровый двигатель под небольшой капот «Волги». А еще из-за мощных моторов такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Для маскировки на выходе их соединяли в одну. При этом ручка переключения передач выглядела так, будто это «механика» (на деле была АКПП). В общем, с виду это был гражданский автомобиль, но если заглянуть под капот, можно было увидеть много интересного.

Фото №2 - Волк в овечьей шкуре: секретные автомобили советских спецслужб
ГАЗ-3102. Wikimedia Commons

Последней и одной из самых интересных «догонялок» стала секретная машина ГАЗ-3101(3). Она отличалась низкой посадкой и движком, дефорсированным до 200 л. с. Имела мощный кузов с совершенной звукоизоляцией, особые фары и антенны спецсвязи «Кавказ», по которым авто и узнавали сотрудники ГАИ. Последнюю такую машину выпустили в 1996 году. В такой «Волге» селектор АКПП тоже маскировали под народную «механику». Более того, еще и монтировали в салоне три педали. «Сцепление» на самом деле было дополнительным тормозом.

ЗИЛ

Этой аббревиатурой обозначались лимузины высшего класса для государственной и партийной верхушки. Маскировать такие автомобили было бессмысленно — их внешний вид говорил сам за себя. Первой же особой машиной на службе КГБ стала модель ЗИЛ-114Е. Двигатель — 275 «лошадок», цель — спецсвязь, оказание экстренной медицинской помощи, доставка элитных пациентов в Кремлевскую больницу.

Фото №3 - Волк в овечьей шкуре: секретные автомобили советских спецслужб
Keystone-France / Contributor / Getty Images

Следующее поколение легендарной кремлевской «скорой» — ЗИЛ-41042 — тоже величали «черным доктором». В ней даже носилки для больного были из натуральной кожи. Еще одна конструктивная особенность такого авто — шины с очень жесткими боковинами, что позволяло передвигаться без замены колеса даже при повреждении покрышки. Тяжеленная машина, больше 4 тонн, разгонялась почти до 200 километров в час.

В конце 1980-х на заводе им. Лихачева начали собирать бронированный президентский лимузин, на базе которого впоследствии появился автомобиль ЗИЛ-41072 «Скорпион». Его также называли «телохранитель». В те годы «Скорпион» сопровождал кортежи самых важных правительственных персон — возглавлял или замыкал колонну и мог эффектно оттолкнуть не только препятствия, но и посторонние замешкавшиеся автомобили.

Фото №4 - Волк в овечьей шкуре: секретные автомобили советских спецслужб
Wikimedia Commons

В 2010-х «потомки» тех «зилов» используются в качестве главных автомобилей на Параде Победы в Москве: три кабриолета ЗИЛ-41041 АМГ, созданных специально для парадов на Красной площади, ездят всего по паре недель в году. Борт 0001 служит «конем» для министра обороны, борт 0002 — для командующего парадом, а борт 0003 находится в запасе.