Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

Фотографии «до» и «после» чего-то — гарантия лайков в интернете. Прием проверенный: Фрида Кало, переосмысливая личную драму, изобразила себя дважды на одном полотне — до и после расставания с Диего Риверой

«В моей жизни было два больших несчастья. Первое — трамвай, — писала Фрида Кало, имея в виду искалечившую ее в 18 лет аварию, — второе — Диего. И Диего — явно худшее из них». Жизнь Кало с мужем, мексиканским художником-монументалистом Риверой, действительно была непростой. Фрида страдала от последствий травм и невозможности иметь из-за этого детей. Супруги страстно любили друг друга, но часто и бурно ссорились из-за обоюдных измен. И наконец, после 10 лет брака Диего предложил расторгнуть союз.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало
Фрида Кало «Две Фриды»

Картина «Две Фриды»
Холст, масло 173,5×173 см
1939
Хранится в Музее современного искусства в Мехико

Картина «Две Фриды» написана в год развода. Коллекционер произведений искусства Маккинли Хелм вспоминал: «Я пил чай с Фридой Кало де Ривера… когда принесли документы о завершении бракоразводного процесса с Риверой. Фрида пребывала в меланхолии. Не она была инициатором расторжения брака». Тогда же Хелм заметил на мольберте художницы почти законченный двойной автопортрет, необычно большой для Фриды, предпочитавшей меньший формат.

Она любила представлять себя в разных статусах и социальных ролях, в рубежных жизненных ситуациях, сублимируя душевную и физическую боль. И в данном случае переживала таким образом первый и единственный развод.

На следующий год супруги воссоединились и снова поженились, но отношения Диего и Фриды оставались непростыми до самой ее смерти.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало
На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

1. «Мексиканская» Фрида. Народный костюм жительниц региона Теуантепек, славившихся властью над мужчинами, стал частью культового образа художницы. Она начала носить такие платья с подачи мужа и стала одной из законодательниц моды на все народное. Фрида в наряде теуаны на картине, объяснял Маккинли Хелм, — это любимая супругом ипостась художницы.

2. «Европейская» Фрида. Отец художницы был иммигрантом из Европы, а по линии матери среди ее предков были и испанцы, и индейцы, и Фрида всегда ощущала эту двойственность. Автопортрет художницы в свадебном платье колониального фасона — это «новая Фрида», которую Диего больше не любит.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

3. Лицо. «Я пишу себя, потому что часто испытываю одиночество и потому что я — тот объект, который мне лучше всего известен», — говорила Фрида.

Большинство работ художницы — автопортреты в том или ином виде. В юности, когда в первые недели после роковой автокатастрофы Фрида была прикована к постели, родители соорудили для дочери мольберт для рисования лежа и разместили рядом зеркало, так что ее путь художницы начался с зарисовок собственного лица.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

4. Сердце. Вырванное сердце — символ любви на нескольких картинах Фриды, причем у «нелюбимой» ипостаси оно расколото. Интерес к анатомически точным изображениям внутренних органов не случаен: в юности Фрида собиралась стать иллюстратором медицинских книг.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало
На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

5. Диего. «Любимая» Фрида держит миниатюрный портрет супруга в детстве, скопированный с фотографии. На своих картинах сеньора Ривера иногда предстает символической матерью собственного мужа.

6. Кровь. В творчестве художницы льющаяся кровь — символ боли и страданий, а кровеносный сосуд — тесной связи. Артерии соединяют обе фигуры и миниатюрный портрет Диего.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

7. Зажим. Хирургический инструмент в руках «нелюбимой Фриды» пережимает кровеносный сосуд, оборванный в том месте, где ее «отражение» держит портрет мужа. Теперь Фрида отрезана от любимого человека.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

8. Рукопожатие. Комментируя эту картину в дневнике, Фрида отмечала, как важна для нее тема двойничества, и вспоминала, что примерно с шести лет придумала себе воображаемую подругу и находила в «общении» с ней отдушину. И здесь, хотя любимый человек покинул героиню, у нее остается она сама, и вторая Фрида, как лучший друг, держит саму себя за руку.

9. Прическа. Их Фрида всегда продумывала очень тщательно. По словам создательницы ее самой известной биографии, американского историка искусства Хейден Эрреры, иногда художница копировала национальные прически мексиканок, иногда изобретала сама.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

10. Пустынная равнина. Фон, символизирующий одиночество на картинах Фриды.

На разрыв аорты: 10 деталей двойного автопортрета Фриды Кало

ХУДОЖНИК
Фрида Кало

1907 — родилась в пригороде Мехико в семье фотографа. В ее родном Синем доме теперь Музей Фриды Кало.
1925 — чуть не погибла в автокатастрофе, получила страшные травмы, из-за чего всю жизнь страдала от болей и перенесла в общей сложности более 30 операций. Во время долгого восстановления после аварии самостоятельно выучилась живописи.
1926 — создала одну из первых известных работ — «Автопортрет в бархатном платье».
1929 — вышла замуж за художника Диего Риверу.
1931 — впервые выставила свою картину на публике («Фрида и Диего Ривера»).
1932 — пережив выкидыш, написала картину «Больница Генри Форда».
1939 — развелась с Диего Риверой.
1940 — во второй раз вышла замуж за Риверу.
1944 — пережив очередные операции, создала полотно «Расколотая колонна».
1953 — первая персональная выставка работ Фриды в Мексике. Мероприятие имело огромный успех.
1954 — умерла от легочной эмболии. Кремирована, урна с пеплом находится в Музее Фриды в Синем доме.

Фото: FINE-ART-IMAGES / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2019, частично обновлен в октябре 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения