Раскраска самолета, иначе называемая ливреей, стала сегодня такой же неотъемлемой частью образа воздушного судна и, шире, воздушного путешествия, как крылья, небо с облаками, пилоты и стюардессы. Особенно увлеченные люди яростно спорят в интернете о том, какому типу самолета какая ливрея больше подходит, а авиакомпании не только регулярно их обновляют, но и, услышав возгласы недовольства со стороны пассажиров и блогеров, изменяют окраску своего парка. Почему так и с чего все это началось?

Фото №1 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
Самолеты, летающие в полярных регионах, нередко окрашивают в ярко-красный цвет, как этот Airbus 330-200 гренландской авиакомпании Air Greenland. Если самолет упадет или совершит вынужденную посадку, его будет проще найти на снегу и во льдах

Началось все одновременно с гражданской авиацией в начале XX века. Правда, у первых авиакомпаний вся раскраска (она же цветографическая схема) самолета заключалась в нанесении названия и бортового номера, а иногда некоторых других средств идентификации, чтобы не перепутать самолеты и опознать, чьи обломки лежат на земле, если полет завершился неудачно (что в те годы случалось значительно чаще, чем сегодня). В большей степени это касалось военных самолетов — и наблюдателям на земле, и пилотам тоже было бы неплохо издалека различать «своих» и «чужих». Но это лишь одна из причин.

Зачем вообще красить самолеты

Если фюзеляж и другие внешние элементы самолета сделаны полностью из красивого блестящего (после полировки) алюминия, то и не нужно вовсе, считали лет шестьдесят назад. Некрашеные самолеты — отдельная глава в истории авиационных ливрей. Большинство самолетов примерно до начала шестидесятых годов прошлого века так и выглядели: полированный металл, кое-какие надписи, немного цветных полос и регулярная полировка, чтобы блестело! Заметим, говорили в авиакомпаниях, что краска, нанесенная на самолет, кое-чего да весит, а зачем нам лишняя масса?

И правда. По данным Boeing на начало XXI века, краска, нанесенная ровным слоем на весь корпус Boeing 767-300 , весила около 136 кг, в то время как если оставить корпус некрашеным и изобразить на нем только логотип, название и кое-какие небольшие элементы, масса краски составит только около 92 кг. В случае с Boeing 787 Dreamliner , сообщала та же компания уже в позапрошлом году, для окраски корпуса требовалось уже 360–450 кг краски. Однако если самолет покрасить не полностью, то стоимость обслуживания авиалайнера увеличивается более чем на 130 тыс. долларов в год в сравнении с полностью покрашенным вариантом (снова данные Boeing по состоянию на начало века).

Фото №2 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
American Airlines была одной из последних крупных авиакомпаний, предпочитавших полированный металл полной окраске своих воздушных судов. После банкротства в начале этого десятилетия она, знаменуя свое возрождение, сменила ливрею и стала красить свои самолеты почти целиком в серый цвет, назвав одной из причин распространение альтернативных материалов, из которых сегодня изготавливаются самолеты: на смену алюминию все чаще приходят композитные материалы, а они не блестят, как их ни полируй

Итак, самолеты лучше красить. Помимо приведенных выше соображений, есть и другие в пользу этого варианта: краска защищает корпус самолета от вредного воздействия окружающей среды, повышает гладкость поверхности, тем самым снижая трение о воздух, и если она светлая, то несколько уменьшает нагрев за счет отражения солнечного света.

Не менее важная причина (а то так все самолеты и летали бы белыми) заключается в том, что, как уже говорилось, раскраска помогает идентифицировать борт. Причем такая идентификация может пригодиться в самых разных случаях. Например, в аэропорту, когда сотрудникам аэропортовых служб, диспетчерам, экипажам и прочим заинтересованным сторонам нужно определить местоположение каждого конкретного авиалайнера.

Главным же адресатом раскраски является сегодня пассажир, а с помощью цветовой схемы, логотипа и других элементов ливреи авиакомпания продвигает свои корпоративные ценности и свой образ. И не только свой: частью в схемы раскраски многих авиакомпаний, являющихся национальными перевозчиками, включены элементы флага, а также герба страны и другие национальные символы. Это можно увидеть на примерах «Аэрофлота», British Airways , El Al и многих других.

Фото №3 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
В конце 1940-х, когда гражданская авиация начала развиваться небывалыми темпами, авиалайнеры выглядели почти одинаково — примерно так, как этот Boeing 377 Stratocruiser авиакомпании American Overseas Airlines, совершавший коммерческие перелеты из США в Европу и сфотографированный в 1949-м или 1950-м

В какие цвета красить

Изначально во что-нибудь светлое, с цветной полосой посередине вдоль корпуса, чтобы образ самолета был динамичнее и иллюминаторы не портили вид, потом еще крупно название авиакомпании и какой-нибудь логотип. Так самолеты выглядели примерно до середины 1960-х. По крайней мере, те из них, которые вообще красили.

Первый серьезный удар по господству голого металла и неброской ливреи нанесла в середине 1960-х авиакомпания из США Braniff International . Это она, желая выделиться на ставшем высоко конкурентным рынке гражданских авиаперевозок в Америке, призвала на помощь рекламное агентство Jack Tinker and Partners , в котором аккаунт-менеджером Braniff стала Мэри Уэллс. Она придумала революционную кампанию «Нет невзрачным самолетам» (The End of Plain Planes) , сделав ставку на дизайн.

Фото №4 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
Этот Boeing 707 Braniff International, запечатленный в 1971 году в аэропорте Гонолулу (Гавайи) спустя полдесятилетия после старта кампании «Нет невзрачным самолетам», выглядит свежо и сегодня

Уэллс призвала на помощь мексиканского архитектора Александра Джирарда, итальянского модельера Эмилио Пуччи и американку, дизайнера обуви Бет Левайн. Вместе они разработали комплексный подход к визуальному образу Braniff : Джирард придумал окрашивать самолет в один яркий цвет целиком — бежевый, ярко-красный, синий и еще с десяток вариантов, Пуччи и Левайн разработали униформу стюардесс и пилотов, а компания Herman Miller , выпускавшая мебель и ткани, — почти шестьдесят вариантов ярких расцветок материалов для интерьеров авиалайнеров, фирменных лаунджей в аэропортах и офисов авиакомпании. Так в авиацию добавили цвет.

Рекламный ролик кампании «Нет невзрачным самолетам». Обратите внимание на сферический прозрачный головной убор на одной из стюардесс: он назывался RainDome (букв. «дождевой купол») и был призван защитить прическу бортпроводницы от дождя и ветра, если той приходилось оказываться на пути между самолетом и терминалом на открытом воздухе в непогоду

В чем-то схожий подход к окраске самолетов распространился в 1970-е с появлением концепции «Европейский белый» (Eurowhite) . В ее рамках самолеты тоже полностью окрашивали в один цвет, но не в веселый лавандовый или шоколадный, а в простой белый. Причины были экономические: белые самолеты легче цветных, они лучше всего отражают свет и, следовательно, меньше нагреваются на солнце, плюс так авиакомпаниям проще передавать друг другу самолеты во временное или постоянное пользование — всего-то и нужно поменять надпись и логотип. К тому же на белой краске лучше всего видны трещины, сколы, следы утечки жидкостей и прочие дефекты, позволяющие быстрее устранить неисправности. А еще (и снова о грустном) в случае авиакатастрофы белые обломки лучше видны на большинстве типов поверхностей, за исключением снега и льда.

Фото №5 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
В 1973-м Braniff International пригласила скульптора Александра Колдера, чтобы тот создал и вовсе небывалую и уникальную разноцветную ливрею. Это была еще одна революция от Braniff International

Сегодня самолеты большинства авиакомпаний выглядят именно так: белый фюзеляж с окрашенным брюхом (но не всегда), разноцветный с логотипом киль и название ближе к носу. Скукота! Зато практично и позволяет хоть немного, но сэкономить, что в условиях высочайшей конкуренции на рынке авиаперевозок, роста стоимости топлива и расходов на безопасность приобретает решающее значение.

И как же тогда издалека различить два «евробелых» самолета? По плакатной надписи, конечно, — такой, когда название авиакомпании наносится огромными буквами во всю высоту и длину фюзеляжа самолета каким-нибудь простым шрифтом и ярким цветом. И ничего, что такое решение мало когда признается эстетически привлекательным. Зато нужный самолет видно отовсюду, ведь он практический «кричит» вам свое название.

Фото №6 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
Широко распространенное по сей день сочетание аршинных букв и белого корпуса на Airbus 310 ныне покойной американской Pan Am

К счастью, не все авиакомпании принимают такой подход, и сегодня все чаще встречаются яркие и интересно раскрашенный авиаланейры. Причем речь может идти как о стандартной цветной ливрее, как у российских S7 Airlines или «России», так и о специальных версиях, посвященных тому или иному событию (например, всемирной выставке или крупному спортивному состязанию), о рекламных раскрасках, продвигающих новый фильм, парк развлечений или любой другой товар или услугу (хотя бы и новую модель смартфона) и так далее.

Фото №7 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
Рекламная ливрея многопользовательской онлайн-игры World of Tanks на лайнере белорусской авиакомпании «Белавиа»

Не все ливреи одинаково полезны

В 1997 году в British Airways решили с помощью ливреи придать образу авиакомпании некоторый флер глобальности и одновременно с обновлением логотипа вместо привычных элементов британского флага нанесли на киль разнообразные этнические узоры: кампанию назвали Utopia и «Образы мира».

Фото №8 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
Появившаяся в 1982 году цветографическая схема, разработанная агентством Landor, поначалу сделала имидж British Airways «более премиальным», но к середине 1990-х, по признанию менеджмента, стала отдавать «высокомерием и отстраненностью»

Всего было придумано 36 вариантов, представлявших все регионы, куда летали самолеты British Airways , — от Ботсваны до Японии (включая раскраску под хохлому), в том числе английский, шотландский и прочие, соответствующие частям Соединенного Королевства. И если в мире, по утверждению менеджмента компании, такую перемену восприняли положительно, то сами британцы были не в восторге (в том числе Маргарет Тэтчер, однажды при журналистах прикрывшая на модели самолета этнический хвост салфеткой со словами: «Какой же вы национальный перевозчик, если у вас флага нет?»). Недовольство внутри страны было таким, что спустя всего три года British Airways отказалась от описанного разнообразия и приняла в качестве единственного один из 36 вариантов — с «Юнион Джеком».

По некоторым данным, протест выражали не только пассажиры, но и диспетчеры, которые не могли, глядя на подведомственную территорию с вышки, определить, где чей самолет.

Просчетом British Airways по части оскорбления национальной гордости воспользовался ее главный в то время конкурент — авиакомпания Virgin Atlantic , дополнившая свою ливрею изображениями британского флага сразу в нескольких местах на фюзеляже и крыльях.

Фото №9 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
Принятая в 2001-м в качестве базовой раскраска киля «Чатемские верфи» (Chatam Dockyards), названная так в честь судоверфей, бывших сердцем Королевского военно-морского флота на протяжении нескольких столетий, изначально предполагалась к использованию исключительно на сверхзвуковых «Конкордах» и была единственной из набора Utopia, несшей элементы британского флага

Другой авиационный символ своей страны — германская авиакомпания Lufthansa — также столкнулась с трудностями, обновив фирменный стиль и ливрею самолетов в 2018-м: впервые за почти три четверти века она отказалась от желтого цвета, а фирменный синий сделала темнее. И как выяснилось, темнее, чем нужно. На фоне пасмурного неба и в большинстве других реальных ситуациях свежеокрашенные самолеты стали смотреться слишком мрачно, что не преминули заметить и шумно осудить многочисленные критики в медиа.

Фото №10 - Цвета в небе: зачем, как и в какие цвета красят самолеты
Темно-синий превращается... Превращается темно-синий... В мрачный черный! Хорошо хоть не успели перекрасить весь флот в новые цвета

Lufthansa была вынуждена выступить с заявлением, в котором признала, что на практике синий цвет выглядит значительно более темным, чем «в тестовой среде», и поэтому ливрея будет оптимизирована. Изменение дизайна, добавили в компании, — это динамический процесс, и «для нас важно, чтобы новый дизайн хорошо смотрелся в любых условиях, <...> поэтому мы будем продолжать собирать отклики и вносить изменения».

Как красят самолеты

В несколько этапов. В наиболее распространенном случае, когда с самолета смывают старую краску и наносят новую, действуют так: самолет помещают в ангар, где с него счищают старую краску. Это можно делать одним из двух способов (или обоими): с помощью пескоструйной обработки или специального жидкого состава — смывки. Последний справляется с очисткой самолета за 24 часа, разъедая старую краску.

Затем на очищенную и обезжиренную поверхность наносится грунт в один или несколько слоев (каждый сохнет примерно по шесть часов). Затем приходит время наносить краску — сначала базовый цвет ливреи, затем другие, используемые меньше, и наконец, с помощью трафаретов, логотипы, надписи и прочие фигурные элементы.

Далее с помощью красящего пистолета и даже кисточки исправляют мелкие дефекты и проверяют толщину и равномерность покрытия — она должна составлять 0,2–0,3 мм. После этого, если все в порядке, сверху краска покрывается лаком. В зависимости от сложности ливреи (читай: количества и размера цветов, элементов, слоев) и принятых авиакомпанией процедур покраска может занять от 3 до 10 дней.

Более зрелищным процесс покраски оказывается на видео. В интернете можно найти множество роликов, посвященных этому. Вот один из них.

В норме такая процедура проводится раз в несколько лет (5–8 лет, но можно и чаще), чтобы самолет выглядел свежим и краска сохраняла защитные свойства, и, как правило, оказывается приурочен к очередному раунду техобслуживания.

Объем краски и стоимость работ, как нетрудно догадаться, зависят от размера самолета и сложности цветографической схемы. Так, по данным Boeing , на стандартный «Боинг-747» уходит примерно 450 литров краски, на 767-й — около 340 литров, а окраска одного борта обходится в сумму от 50 до 200 тысяч долларов.

Фото: EHRENBERG Kommunikation / Flickr, Thomas Hawk / Flickr, Chalmers Butterfield / Wikimedia Commons, RuthAS / Wikimedia Commons, RuthAS / Wikimedia Commons, Aero Icarus / Wikimedia Commons, Papas Dos / Wikimedia Commons, Aero Icarus / Flickr (x2), Chr P / Flickr