Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Хеллоуин по-славянски: день Марены

25 ноября 2018

В России привыкли праздновать Хеллоуин, а некоторые соотечественники отмечают мексиканский День мертвых, но у нас есть и своя традиция чествования смерти, которую придумали еще наши пращуры-славяне — день Марены, отмечаемый 25 ноября.

Хеллоуин по-славянски: день Марены

Кто такая Марена

Марена (или Морена, или Мара — можно найти разные варианты написания этого имени) — богиня смерти, зимы, увядания у древних славян. Имя этой мифологической героини возникло от слов «мор», «мрак». Впервые Марена упоминается в новгородских берестяных грамотах XII века как одна из трех сестер бога Перуна. Еще две — Жива и Леля — считались богинями жизни, заботы и плодородия.

Хеллоуин по-славянски: день Марены

В песнях славян Марену даже называли Бабой-ягой. Иногда ее имя связывают с римским названием бога войны — Марсом. «Родственница» Марены — Марцана, богиня смерти всех живых существ, кроме человека. У нее обычно просили помощи охотники и рыболовы. Не путать с Мареной, которая несет смерть абсолютно всем.

У западных славян — поляков, чехов — эта богиня близка с римской Церерой, богиней урожая и плодородия, Гекатой, древнегреческой богиней, которая отвечала за все таинственное, мрачное, озаренное лунным светом, и Персефоной, женой Аида, которая с наступлением зимы уходила в подземное царство к своему мужу, а по весне поднималась наверх.

Хеллоуин по-славянски: день Марены

Марена почиталась как кощная повелительница, или повелительница смерти, ведь «кощ» — это корень слова «кость». Эта богиня несет смерть, но не ту, которая приносит страдания и боль, — наоборот, она дает земле, богине Макоши, отдохнуть, перед тем как снова начнется сельская страда. Макошь — это антипод Марены, богиня Рожаница, она же Родина-мать, покровительница семьи, достатка и весны.

Таким образом, Марена не только несет холод и смерть, но и отдохновение от страдной поры. Если бы ее не было, мать-земля вскоре от непосильного труда стала бы бесплодной.

В Новгородских летописях об этой богине говорят как о защитнице Русской земли, которая «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси, защищая свои владения и свой народ».

Марену нередко представляли духом в облике высокой женщины или сгорбленной старухи с длинными распущенными волосами, которая насылала на людей марево — призрачные миражи. Иногда ее изображали красивой девушкой в белом, а порой и женщиной, одетой в черную, грязную и рваную одежду.

Праздник Марены

Чествуют богиню Марену 25 ноября, в этот день она устанавливает свое царство до начало весны. Обычно с 25 ноября устанавливается зимняя погода, ложится снег, закатки на зиму уже сделаны.

Хеллоуин по-славянски: день Марены
Чешское чучело Марены

Главной особенностью праздника у славян было показать, что Марену они не боятся. Для этого люди гурьбой в поздний час шли на болота и тушили горящие головни — тлеющие, обгорелые полена — в незамерзшей трясине, болотной елани. На праздничный стол выставляли кисель, оладьи, репу и морковь. Обычно праздник вела обавница (от древнеславянского «обавить» — очаровать) — ведьма, которая заговаривала Марену: «А ни Мара, ни Морока не смиемо славити». Да, все верно: в праздник Марены славить ее было нельзя. Вот такой парадокс.

Лужицкие сербы , чтобы после зимы выросла трава и был обильный урожай, зажигали в честь Мары-Марены огни и поливали землю вскипяченным с травами молоком.

Хеллоуин по-славянски: день Марены

Ближе к весне славяне делали чучело Марены из соломы, насаживая его на шест. По селам чучело носили девушки. У чехов оно нередко представало в мужском облике, и в таком случае на народных гуляньях его носили парни. Женское чучело одевали в праздничную одежду и нередко подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты. На мужское чучело надевали рубашку последнего умершего в этом селе мужчины, а также баранью шапку и кожух — овчинный тулуп.

Проводы богини

У западных славян проводы Марены называются «выносом смерти» или «топлением Моржаны». Если восточные славяне привыкли к празднику Масленица, которая проводится перед началом поста, обычно в феврале, то на Западе проводы зимы — это сбрасывание соломенного чучела Марены в водоем, происходящее, как правило, в марте.

Хеллоуин по-славянски: день Марены

У белорусов праздник пробуждения весны называется Комоедицей (от «ком» — медведь). Пробуждается косолапый, а значит, зима прошла. Праздник отмечают в районе 22–24 марта. Обряд совершается в Смертное воскресенье — на пятой неделе Великого поста. Иногда его проводят и на Вербное воскресенье. Во время него поются песни, которые чествуют лето и просят прогнать «смерть из веси (села)». Считается, что на смену Маре приходит Христос (встреча языческой и христианской традиции — еще один парадокс праздника). По окончании шествия чучела Марены топят или разрывают на части.

Хеллоуин по-славянски: день Марены

В украинской традиции обряд совершают накануне Иванова дня, в июле, также он называется Иван Купала, день летнего солнцестояния, а чучело Мары-Марены носят на Авдотью Плющиху — на 1 или 14 марта. Марену сопровождает целая толпа детей, женщин, парней. При этом принято громко петь и славить весну, призывая Евдокию Илиопольскую, иначе Авдотью Весновку, или Плющиху, хранительницу «ключей от весенних вод», скорее принести в мир тепло.

Иногда функциями чучела служило деревце, которое украшали тряпьем и бусами, его называли купальским деревцем, рядом с ним нередко ставили и чучело. В процессе праздника весь наряд с деревца снимали, срывали, а потом уносили в огород: считалось, что такие «трофеи» принесут обильный урожай.

Хеллоуин по-славянски: день Марены

Еще один похожий на проводы Марены обряд — день Мясопуста, который символизирует начало Великого поста. Справляют его больше в Чехии, и вместо чучела «хоронят» контрабас, произносят шутливые речи и исполняют танцы с саблями. Справляется Мясопуст со времени Трех Королей 6 января до Пепельной среды, которая приходится на наш Чистый понедельник — первый день Великого поста.

Был подобный обряд и у древних римлян, он назывался Аргеи, или Тиберналии — проводы чучела зимы. Чучело делали из тростника, наряжали в мужские платья и бросали в Тибр. Проводился обряд в майские иды, которые приходились на середину последнего месяца весны. Во время обряда чествовали бога плодородия и земли Сатурна.

Фото: Anadolu Agency (в анонсе) / Contributor / Getty Images, Ivana Rezek (CC BY-SA 2.5 se), Matěj Baťha (CC BY-SA 3.0), Katarína Ševellová / commons.wikimedia.org, Anadolu Agency / Contributor / Getty Images, NurPhoto / Contributor / Getty Images, Anadolu Agency / Contributor / Getty Images

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения