«Искусство Гигера проникает в нашу психику и затрагивает наши самые глубокие первобытные инстинкты и страхи», — сказал о художнике «Чужого» режиссер фильма Ридли Скотт. А для Гигера творчество было способом избавиться от собственных кошмаров.

Фото №1 - Культурный код: чувство ужасного

Картина «Некроном IV»
Акрил, бумага, дерево 100×150 см
1976
Хранится в Музее Гигера в Грюйере

«Я больше не вижу страшных снов, но в свое время от них меня исцеляла работа», — говорил 70-летний Гигер в интервью CNN . Ранее он отмечал, что если бы не писал картин, то наверняка сошел бы с ума. Жуткие образы в его творчестве действительно как будто перенесены из ночных кошмаров. Или из литературы ужаса, которой художник зачитывался. В честь вымышленного трактата из книг Говарда Лавкрафта Гигер назвал сборник репродукций своих картин — «Некрономикон».

Этот альбом американец Дэниел О’Бэннон, работавший над сценарием фантастического хоррора «Чужой», показал режиссеру Ридли Скотту. Тот искал нетривиальный образ для инопланетянина, который по сюжету проникает на космический корабль и убивает астронавтов. «Я чуть не упал из-за стола... вот оно!» — вспоминал Скотт первое впечатление от репродукции «Некроном IV» из альбома Гигера. Режиссер отправился к художнику в Швейцарию и поручил ему создать Чужого на основе этой картины. Художник продумал все стадии развития существа: яйцо; лицехват, бросающийся оттуда на жертву и внедряющий в нее зародыш Чужого; грудолом, который выбирается из носителя и превращается во взрослую особь. Под руководством Гигера создавались костюмы монстра, ландшафт планетоида, интерьер корабля внеземной цивилизации.

Гигер и его коллеги получили «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты».

Фото №2 - Культурный код: чувство ужасного

Фото №3 - Культурный код: чувство ужасного

Дизайнер из Нигерии Боладжи Бадеджо оказался идеальным актером для роли Чужого: при огромном росте, больше двух метров, он был нечеловечески худым

Фото №4 - Культурный код: чувство ужасного

1. Голова . Гигер увлекался психоанализом Зигмунда Фрейда, и картины художника, на которых переплетаются мотивы влечения к смерти и жизни, изобилуют фаллическими символами. Ассоциации, которые вызывал персонаж «Некронома IV», показались очень удачными создателям «Чужого», поскольку, по словам сценариста О’Бэннона, в фильме они задумали сыграть на подсознательном страхе аудитории перед изнасилованием.

Фото №5 - Культурный код: чувство ужасного

2. Хвост . Гигер, с детства боявшийся змей, наделил существо на картине хвостом рептилии. А создавая модель костюма Чужого, использовал змеиный позвоночник.

Фото №6 - Культурный код: чувство ужасного

3. Ребра . Тема смерти — сквозная на картинах Гигера, придававшего персонажам сходство с человеческими останками. Художник вспоминал, как в шестилетнем возрасте преодолевал страх, играя с настоящим человеческим черепом, который подарил ему отец. А работая над образом Чужого, Гигер создал модель из пластилина и костей, в том числе человеческих.

Фото №7 - Культурный код: чувство ужасного

4. Руки . Самая антропоморфная часть существа на картине. Искажение человеческого облика вызывает тревогу и отвращение, поэтому смешение гуманоидных черт с негуманоидными в облике существа выглядит пугающе. В фильме Чужого играл человек, облаченный в костюм монстра с аниматронными элементами.

Фото №8 - Культурный код: чувство ужасного

5. Глаза . Напоминают фасеточные глаза насекомых, однако при создании Чужого решили сделать «лицо» еще более отличающимся от человеческого. Глаза убрали, как у похожего существа на картине «Некроном V», чтобы непонятно было, как неведомая тварь видит жертву, и создавалось еще более жуткое впечатление.

Фото №9 - Культурный код: чувство ужасного

6. Панцирь . Некоторое сходство существа с насекомым понравилось Ридли Скотту, поэтому и оболочка Чужого местами напоминает хитиновый покров. Жизненный цикл инопланетян похож на таковой у ос-наездников, откладывающих яйца в других насекомых.

Фото №10 - Культурный код: чувство ужасного

7. Шланги . Гигер называл своих персонажей биомеханоидами. Куратор выставок художника Андреас Хирш считает, что соединение живой плоти и искусственных элементов на картинах Гигера отражает страх человечества перед технологическим прогрессом. Создавая модель для костюма Чужого, художник использовал шланги от «роллс-ройса».

ХУДОЖНИК
Ханс Рудольф Гигер

Фото №11 - Культурный код: чувство ужасного

1940 — родился в Куре, Швейцария, в семье аптекаря.
1962–1966 — изучал интерьерный и индустриальный дизайн в Школе прикладных искусств в Цюрихе.
1968 — создал первые костюмы для фильма: панцири для проекта «Сделано в Швейцарии».
1975 — пережил самоубийство возлюбленной, актрисы Ли Тоблер.
1976 — работал над фильмом «Дюна» режиссера Алехандро Ходоровски, но проект не завершили.
1977 — выпустил альбом «Некрономикон».
1978–1979 — работал над фильмом «Чужой».
1979–1981 — был женат на своей ассистентке Мии Бонцаниго.
1985 — издал альбом «Некрономикон II».
1998 — открыл Музей Гигера в замке Сен-Жермен в Грюйере, Швейцария.
2005 — женился на Кармен Марии Шайфеле, директоре Музея Гигера.
2014 — умер в больнице Цюриха от последствий падения на лестнице. Похоронен в Грюйере.

Фото: DIOMEDIA (X2), © MIKE SIBTHORP, © MATTHIAS BELZ

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2018 г.