Фото №1 - Автопробег: край света
Маршрут: Мурманск — Печенга — Заполярный — Мурманск — Кировск

На Мурманской трассе за пару часов можно сменить несколько природных зон

Отправляясь в сторону полярного круга, даже летом ожидаешь увидеть снег и только снег. И, конечно, находишь его. Погода меняется здесь в считаные минуты: только что светило солнце, через пять минут машину атакует град, затем начинается метель из снежных хлопьев, достойных украсить новогодние открытки, еще через мгновение появляется столп света и через дорогу раскручивается радуга. Оказавшись на Кольском полуострове в июне, словно перемещаешься на машине времени на пару месяцев назад, в начало подмосковного апреля: взору предстают сотни километров сложной гаммы зеленого. А октябрь или март здесь сродни среднерусскому январю, только с многометровыми сугробами. Пейзаж необычен — деревья словно соревнуются за звание самого низкорослого. Искривленные стволы практически стелются по земле.

Фото №2 - Автопробег: край света

Здешняя дорога может сыграть с путником недобрую шутку — привыкая к безлюдью и мало меняющемуся пейзажу, рискуешь заснуть за рулем. Так что громкая музыка и запас бензина обязательны на местной трассе. С заправками здесь проблема: о большом количестве АЗС с магазинами, кафе, туалетами и прочими благами цивилизации на время стоит забыть. Кольский полуостров не для неженок. Зато, проехав по нему сотни километров, получаешь приз — снежные вершины величественных Хибин. Горнолыжные курорты около Кировска напоминают финские — те же теплые деревянные домики на базах отдыха и бесконечно прозрачные озера, гарантирующие отличную рыбалку.

Титовка

Фото №3 - Автопробег: край света

В районе пересечения трассы «Кола» и реки Титовки стоит свернуть с дороги к реке, чтобы посмотреть на каскад водопадов, питаемых тающими снегами. На одном из водопадов остались живописные развалины, как оказалось — небольшой гидроэлектростанции.

Мурманск

Фото №4 - Автопробег: край света

На приколе в порту стоит первое в мире гражданское надводное судно с ядерной силовой установкой — атомный ледокол «Ленин» водоизмещением 16 000 тонн. За свою полувековую историю он прошел расстояние, равное 30 оборотам вокруг Земли по экватору. На судне бывали Юрий Гагарин, Фидель Кастро и Ричард Никсон.

Фото №5 - Автопробег: край света

Печенгский монастырь

Основанный в 1533 году, он был самой северной православной обителью в мире. Существовал до 1765 года, пока его не упразднили при правлении Екатерины II. Неоднократно горел и отстраивался. На новой территории исторических зданий не сохранилось (постройки 2010-х годов).

Сейдозеро

Фото №6 - Автопробег: край света

Кольские саамы считали озеро священным (на фото — у Ревды). В его окрестностях искатели приключений пытаются найти следы аномальных явлений и останки гиперборейской цивилизации.

«Долина славы»

Фото №7 - Автопробег: край света

Раньше это место называли «Долиной смерти» — здесь захоронено 16 000 защитников Заполярья. В 1941 году тут было остановлено наступление корпуса горных егерей «Норвегия».

Не чуя земли под ногами

Тест-драйв

Фото №8 - Автопробег: край света
Фото №9 - Автопробег: край света

Форсировать Кольский полуостров, чтобы забраться в потаенные места, следует на подходящей машине. С Volkswagen Tiguan можно получить максимум впечатлений и от ровной дороги, и от бездорожья. Спуститься с очень крутого склона на Tiguan — посильная задача не только для заядлого любителя трофи, но и для обычной девушки благодаря электронным ассистентам водителя. Они поддерживают скорость автоматически и не дают машине скатиться вниз. Единственное, что требуется, — заставить себя не жать педаль тормоза, а довериться механизму. По сути, машина преодолевает спуск сама, водитель лишь отслеживает траекторию движения по камерам кругового обзора. Главное — не забывать про скромный клиренс и свесы кузова.

Уверенно чувствует себя Tiguan и на скоростной трассе. Обогнать тяжеловоз не проблема — разгон стремительный. Правда, это удовольствие может дорого обойтись: Tiguan расходует в среднем 8,4 литра бензина на 100 км, так что при динамичном перемещении есть все шансы остаться с пустым баком на безлюдной трассе. По таким дорогам лучше ездить на дизельном Tiguan, сжигающем 6,1 литра топлива на сотню.

Фото: VW AG, NINARAS (CC-BY), ПАВЕЛ ЛЬВОВ / РИА НОВОСТИ, ЕГОР БОГДАНОВ, ИГОРЬ ДОЛГОВ, ОВЧИННИКОВА ИРИНА / ФОТОБАНК ЛОРИ

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2018