Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Улыбка соучастницы: как Бэнкси присвоил «Мону Лизу»

Когда ее копировали ученики Леонардо, это воспринималось как должное. Бэнкси тоже не считает воспроизведение картины плагиатом — в актуальном искусстве этот прием называется апроприацией (от лат. appropriātio — «усвоение, присвоение»)

В 1919 году дадаист Марсель Дюшан пририсовал Джоконде на открытке усы и бороду, подписал изображение непристойной аббревиатурой и объявил себя автором нового произведения искусства: ведь он поместил культурную икону в собственный контекст. Вполне в духе дюшановской концепции реди-мейд, согласно которой любой предмет, выставленный художником в галерее, считался авторским арт-объектом. В дальнейшем «Мону Лизу» «присваивали» многие известные творцы: Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския…

Улыбка соучастницы: как Бэнкси присвоил «Мону Лизу»
Источник:

Art Media via Legion Media

«Мона Лиза»

2001 год

В конце столетия появились термин «апроприация» (использование художником предметов и чужих произведений в собственных) и движение — апроприационизм. В XXI веке шедевр Леонардо не дает покоя звезде стрит-арта Бэнкси. Художник любит помещать узнаваемые сюжеты с картин и фотографий в неожиданный контекст и обыгрывает образ Джоконды в разных техниках, делая ее «соучастницей» своих «партизанских» акций.

Улыбка соучастницы: как Бэнкси присвоил «Мону Лизу»
Источник:

предоставлено IQ ART MANAGEMENT

1. Техника. Изображение похоже на постер, оно нанесено на холст через трафарет краской из баллончика, как граффити на стену. Это любимая стилистика деятелей поп-арта. Самая узнаваемая дама эпохи Возрождения воплощена в актуальной манере Новейшего времени.

2. Цвет. Розовый в середине XX века благодаря голливудским кинозвездам стал ассоциироваться с гламуром — и его полюбили художники поп-арта. Впрочем, Бэнкси создал и вариант на зеленом фоне, проданный в 2006 году на аукционе за 57 600 фунтов.

3. Подпись. Визитная карточка граффитиста, на жаргоне — тег, бывает и сама по себе, без изображения. Особенно престижно оставить ее в месте, куда трудно или опасно добраться. Сначала Бэнкси рисовал граффити от руки, и подпись была первым элементом, который художник стал наносить через трафарет. Он перешел на трафаретные граффити из-за скорости исполнения: уличному художнику важно успеть, пока творческий процесс не прервала полиция.

«Улыбка Моны Лизы»

2004 год

Улыбка соучастницы: как Бэнкси присвоил «Мону Лизу»
Источник:

banksyunofficial.com

«Модифицированное» изображение «Моны Лизы» художник пронес в Лувр, где находится оригинал, и приклеил к стене. Смайлик — пародия на улыбку Джоконды. Классический желтый смайлик придумал художник Харви Росс Болл в 1963-м году для печати на значках. К началу XXI века появились эмодзи. У Бэнкси эмодзи Джоконда стирает грань между массовой и элитарной культурой, как, собственно, все его творчество.

«Мона Лиза с базукой»

2001 год

Улыбка соучастницы: как Бэнкси присвоил «Мону Лизу»
Источник:

JOHN19701970 CC BY-NC 2.0 via Flickr

Благодаря Бэнкси граффити стали считаться настоящим искусством, но, как и любой стрит-арт, многие из них недолговечны. Первый вариант «Моны Лизы» на стене в Сохо стерли через несколько дней. «Мона Лиза» Леонардо — идеал женственности и умиротворения. У Бэнкси много работ антивоенной тематики, вот и на этом граффити диссонанс между безмятежной улыбкой Джоконды и мощным современным оружием в ее руках бросается в глаза. По другой трактовке, ее спокойствие отражает пресыщенность благополучного общества новостями о кровавых вооруженных конфликтах, происходящих где-то далеко.

Галерея: Присвоенная «Джоконда»

Около 1915. Казимир Малевич, «Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)»

1919. Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q.

1963. Энди Уорхол. «Тридцать лучше, чем одна»

1973. Сальвадор Дали. «Автопортрет a la „Мона Лиза“». «Джоконда» с лицом Дали вставлена в другую картину эпохи Ренессанса

1983. Жан-Мишель Баския. «Мона Лиза»

1 из 6

Около 1915. Казимир Малевич, «Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)»

Источник:

Legion Media

ХУДОЖНИК
Бэнкси

Улыбка соучастницы: как Бэнкси присвоил «Мону Лизу»
Источник:

DIOMEDIA

Ставший знаменитым в конце 1990-х годов, граффитист и режиссер до сих пор не раскрывает своей личности. Поклонники творчества Бэнкси гадают, кто он такой. Основные версии*:

1. Роберт Дель Ная, он же 3D-музыкант из группы Massive Attack. Дель Ная — талантливый граффитист и выходец из творческой среды города Бристоля, с которой связан и Бэнкси. Тот, в свою очередь, упоминал, что его вдохновляют граффити Дель Ная. При этом работы Бэнкси появлялись в разных городах мира в то же время, когда Massive Attack была там на гастролях.

2. Робин Ганнингем, уроженец Бристоля. Ученые из Лондонского университета королевы Марии использовали метод географического профилирования, который применяют криминалисты для поиска преступников-рецидивистов. Исследователи выявили совпадение географии граффити Бэнкси и перемещений бристольца Ганнингема, переселившегося в Лондон, — весомый аргумент в пользу версии, что это один и тот же человек.

3. Дэмиен Хёрст — один из самых известных современных художников. В ряде работ Бэнкси содержатся отсылки к творчеству Хёрста; у них есть и совместные картины. Товарищи граффитиста по цеху убеждены: его способность сохранять инкогнито при такой популярности можно объяснить только тем, что Бэнкси — это проект кого-то влиятельного и оригинально мыслящего. Например, Хёрста.

4. Тьерри Гетта, или Mr Brainwash (Мистер Промывка Мозгов), — художник, один из персонажей документального фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». Работы Гетта имеют успех на арт-рынке, но некоторые полагают, что его история из фильма и творческая манера придуманы Бэнкси или он и есть сам Бэнкси.

5. Джейми Хьюлетт — известный комиксист и основатель группы Gorillaz. С ним так или иначе связаны фирмы, с которыми сотрудничает Бэнкси.

6. Некий бристолец Робин Бэнкс. Считается, что от этой фамилии образован псевдоним художника.

* В ноябре 2023 года отыскалось интервью Бэнкси начала 2000-х годов, в котором художник назвал себя Робби. Если это настоящее имя Бэнкси, то круг «подозреваемых» сужается

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2018, частично обновлен в ноябре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения