Редактор «Вокруг света» поехал в Цюйфу, на родину Конфуция, чтобы увидеть его философию в действии.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни

Дорога, ведущая к Храму Конфуция, разрывает европейский шаблон, подразумевающий выход через сувенирную лавку, но не вход. Прямая и по-китайски просторная улица в центре Цюйфу с обеих сторон уставлена прилавками с увлекательным товаром. На его изучение уйдет больше времени, чем на чтение «Лунь юй» — сборника бесед и суждений Конфуция.

Многочисленные статуэтки Учителя стоят рядами среди чайных наборов, курительных трубок и фэншуйных тыкв-амулетов, выглядывают из-под завесы жемчужных нитей, плакатов времен «культурной революции» и вееров с его же, Конфуция, изображением. Портреты Учителя соседствуют с портретами другого Учителя — Мао Цзэдуна. Сказать по справедливости, ассортимент изображений Мао даже пошире.

— Ваня, — спрашиваю я гида-переводчика, — а кто для китайцев больший Учитель — Конфуций или Мао?

Ваню зовут Сунь Цзинвэнь, но с русскими он использует имя Ваня.

— Конечно, Конфуций, — говорит Ваня уверенно, а потом неуверенно добавляет, — но он жил давно, а Мао недавно. Сейчас дети мало знают Кун Фу-цзы, просто помнят, что учитель, но чему именно он учил, трудно сказать.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
«Конфуцианский» веер можно купить за 10 юаней 

Главный мудрец Китая, конечно, никаким Конфуцием при жизни не был. Звали его Кун Цю. Когда он стал Учителем, прозвали Кун-цзы и Кун Фу-цзы, а когда прославился в Европе, имя его латинизировалось в Конфуция.

Мудрейший умер в 479 году до н. э., а на второй год после его смерти дом в Цюйфу, где он жил, был превращен в небольшой храм, место для жертвоприношений. Через три столетия конфуцианство стало официальной идеологией Китая, и каждый уважающий себя император считал необходимым приехать в Цюйфу и совершить жертвоприношение во славу Учителя, построить павильон или беседку.

Так за два тысячелетия Храм Конфуция превратился в огромный комплекс, похожий по структуре на Запретный город в Пекине. Теперь здесь почти 500 помещений, выстроенных симметрично вдоль оси.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
Ворота перед въездом на родовое кладбище Кун охраняет пара каменных львов 

Мы минуем несколько ворот. Иероглифические надписи на них образно говорят о мудрости самого мудрого. Входим во двор, где стоит Абрикосовый алтарь — беседка, обозначающая место, на котором Кун Фу-цзы общался с учениками под развесистым абрикосом.

— А сегодня здесь устраивают лекции для студентов и школьников? — спрашиваю.

— Это нет, не устраивают. Сюда студенты приходят написать желание на табличке, чтобы экзамен сдать и вообще получить высокое образование. Зажигают палочки.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
Таблички с молитвами и пожеланиями висят у павильона Дачэндянь 

Площадка перед павильоном Дачэндянь («Великих свершений») окутана легким дымом: молодые люди, держа курящиеся палочки в вытянутых перед собой руках, отбивают поклоны у большой чугунной курильницы по команде служащих в голубых рубашках.

Палочки разного размера и красные деревянные таблички с кисточками продаются в лавочках сбоку вместе с памятными медальками, свитками и фигурками Кун Фу-цзы. Тут же лежат черные фломастеры, которыми можно написать на табличках пожелания. Двое китайцев громко спорят: тот, что постарше, явно недоволен тем, на что тратит табличку молодой. Поругались, дописали, повесили. Будь здесь Конфуций, он бы, наверное, высказался и о ритуалах, и о почтении к старшим.

— Здесь написано, что никто из людей не лучше и не больше, чем Кун Фу-цзы, — говорит Ваня, показывая на иероглифы над входом в Дачэндянь. — Конфуций был очень высоким: рост 191 сантиметр.

— Ваня, кто измерял? Откуда вообще известна его внешность?

Прижизненных портретов Учителя не сохранилось. Самый старый из обнаруженных относится к I веку до н. э. А самый распространенный, по которому делаются все статуэтки мудреца в халате с широкими рукавами и с ладошками под бородой, был нарисован в VIII веке.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
Большинство изображений Конфуция основаны на портрете, созданном У Даоцзы в VIII веке

Ваня озадаченно обсуждает мой неприятный вопрос с гидом, женщиной по имени Кун Вэ, и они вместе приходят к выводу, что образ Конфуция во многом придуман его почитателями.

Кун Вэ не просто так носит свою фамилию Кун — она потомок Конфуция по боковой ветви в 74-м поколении. Сегодня она водит экскурсии по трем конфуцианским святыням в Цюйфу: Храму Конфуция, Дворцовому комплексу и кладбищу, — объявленным объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

В семейной Усадьбе Кун с XI века до середины XX жили прямые потомки Конфуция. Не только жили, а обязаны были жить и править окрестностями, а также нести ответственность за проведение церемоний в храме. Последний из владельцев, потомок Учителя в 77-м поколении, после победы коммунистов уехал на Тайвань, именно там сейчас живет главный представитель рода, уже в 79-м поколении.

Здесь же, в Цюйфу, все, включая разросшийся до 152 зданий комплекс аристократической усадьбы, давно принадлежит народу. Сегодня каждый может почувствовать себя аристократом за 50 юаней, сфотографировавшись на фоне дворцовых интерьеров в костюме времен династии Мин или Цин. Девушки, дежурящие у огромных стендов, блистающих красно-золотыми снимками, рассказали мне, что вторая фотография намного выгоднее первой — всего 35 юаней, поэтому я прямо сейчас могу сфотографироваться дважды.

Я предпочла купить огромный веер с портретом Конфуция за 10 юаней и поспешила на кладбище, расположенное примерно в полутора километрах от северных городских ворот. Роща Конфуция площадью почти 200 га — самое крупное и древнее семейное кладбище в мире: на нем похоронено более ста тысяч человек, и у всех у них фамилия Кун — это родственники Конфуция до 77-го колена.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
В день рождения Конфуция, 28 сентября, в Цюйфу проводятся праздничные церемонии. В них участвуют и взрослые, и дети. Пионеры хором читают изречения Учителя

УЧЕНИЕ

Пять постоянств

«Не делай людям того, чего не желаешь себе» — это «серебряное правило», сформулированное Конфуцием (ок. 551–479 гг. до н. э.), можно считать основополагающим в его гуманистической философии. Идеалом учения было создание гармоничного общества, в котором всякая личность имеет свою функцию. Конфуцианская этика характеризуется поощрением добродетелей, объединенных в пять констант, или в пять постоянств праведного человека.

Жэнь — доброжелательность, человеколюбие, милосердие, гуманность. Долг человека в том, чтобы в своих действиях руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Именно это отличает его от животного.

И — праведность, справедливость. И противостоит эгоизму. Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды.

Ли — обычай, ритуал, этикет, церемония. Верность обычаям, соблюдение обрядов, почтение к родителям, любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.

Чжи — здравый смысл, благоразумие, рассудительность — умение просчитывать последствия своих действий.

Синь — искренность, непринужденность, добросовестность. Синь предупреждает лицемерие.

Над аркой входа, к которому ведет монументальный проспект (иначе и не скажешь), надпись: «Роща мудрейшего». На деревьях, коих более 10 000, висят таблички, как, впрочем, и в Храме Конфуция. Зелеными отмечены деревья моложе 300 лет. Синими — те, которым от 300 до 500 лет. Красными — деревья старше пяти веков. Есть и окаменевшие стволы, укрытые беседками. Все здесь — древность… А вот и нет: на одной из плит, стоящих среди могил, нарисована перечеркнутая сигарета. Это не надгробие, нет, всего лишь его символ, напоминание современникам.

И тут, на кладбище, буквально шурша ногами по земле, усыпанной окурками (китайцы и правда курят много и повсюду), я не могу удержаться от мыслей, что в этой стране я уже не способна отличить новодел от святой старины, что я не понимаю китайцев и их системы ценностей. «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей», — как-то так примерно говорил Конфуций.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
500-летний мост Бишуй в Храме Конфуция — один из красивейших в Китае 

Могила Учителя находится в глубине Рощи. Около нее стоят живые цветы и фотографируются люди. На могиле две стелы — XIII и XV веков. На обеих написано о совершенной мудрости упокоившегося.

На самом деле неизвестно, где именно покоится прах Конфуция. В 1966 году хунвейбины осквернили многие захоронения. Вскрыли и могилу Учителя, но тела не обнаружили. Гид, осторожная Кун Вэ, молчит об этом. Управление по туризму не разрешает упоминать, что тела нет.

— На этом кладбище нет ворон и змей, как на других. Потому что умный человек похоронен. Так люди говорят, — сообщает Ваня. — Кун Вэ тоже будет здесь лежать, если захочет. Она имеет право купить место на родовом кладбище.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
В лавочках на торговой улице, ведущей к Храму, статуэтки и портреты Кун Фу-цзы соседствуют с портретами Мао 

За воротами Рощи продолжается праздник жизни и памяти Учителя. Снова веера, свитки с премудростями и статуэтки. Большие и малые, они встречают туристов в сувенирных магазинах города.

А в ресторанах исторического центра можно получить свою порцию конфуцианской мудрости: вам подадут «книгу» из фольги с обложкой из арбузной корки, на которой будут мастерски вырезаны иероглифы «Лунь юй» — «Беседы и суждения». А под обложкой обнаружится вкуснейшая рыба в кисло-сладком соусе. Тут же свитки из рисовых лепешек с материальной пищей внутри, но приготовленной от души. А на десерт — иероглиф «счастье», почти такой же, как нарисован на воротах сада в усадьбе Кун.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
Печати из камня, взятого с горы Нишань, где, согласно преданию, родился Конфуций, режут его потомки 

Счастье в «конфуцианской» провинции Шаньдун испытать легко. Взобравшись на священную гору Тайшань, где веками императоры совершали «церемонии Неба и Земли», прогулявшись в Циндао по эстакаде до маяка, попив вина во французского вида шато в Яньтае, где культивируется 183 сорта винограда со всего света…

Я смотрю сквозь дырочки мармеладного иероглифа «счастье» и думаю, что наверное, иероглифы, обозначающие такие конфуцианские добродетели, как «добропорядочность», «человечность» или «справедливость», не выглядели бы так аппетитно…

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
Исторический центр Цюйфу окружен мощными крепостными стенами 

В который раз пытаю Ваню:

— Ну скажи, что для вас, современных китайцев, важнее всего? Не знаю — доброта, правда, долг?

— Люди разные, — мнется Ваня, — но, думаю, деньги.

— А в детях вы какие качества воспитываете?

— Главное — учеба. Надо изучать английский язык. Спорт важен. Много приходится кроме школы заниматься, деньги для этого нужны.

— Погоди ты про деньги. Что важнее всего в отношениях между людьми? Как насчет доброты? И взаимопомощи?

— На помощь сейчас особо рассчитывать не приходится. Если ты попросишь близкого друга — дай 10 000 юаней на месяц, — не даст. У нас говорят: лучше я тебе дам жену, а не деньги. Хорошие отношения могут быть, но деньги отдельно.

— Ладно, а каких людей у вас не уважают?

— Могу сказать. У нас как принято… Если мы компанией собираемся за столом, то сегодня, например, я угощаю, я плачу. Завтра он угощает и платит. А есть такие люди, которые только едят и никогда не угощают, не платят. Вот таких я не люблю. Таких никто не любит. Жадные люди — самые плохие.

— Вань, ну получается, что благородный муж угощает, а низкий человек всегда за чужой счет. Практически по Конфуцию.

— Да? Я не знаю, что Конфуций говорил. Я просто про жизнь.

Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Шаньдун, Китай

Площадь провинции Шаньдун 157 100 км² (19-е место в Китае)
Население 101 млн чел. (2-е место)
Плотность населения 650 чел/км²

Площадь Китая 9 596 961 км² (3-е место в мире)
Население 1 412 600 000 чел. (1-е место)
Плотность населения 146 чел/км²

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Небесная улица и Пик Нефритового Императора на священной горе Тайшань, крепость и культурно-храмовый комплекс «Восемь бессмертных» в Пэнлае, Циндаоский мост (длиной 26,7 км).
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА карп в кисло-сладком соусе, жареные устрицы, креветки по-шаньдуньски (карамелизованные в соусе), суп из ласточкиных гнезд.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ циндаоское пиво, яньтайское вино.
СУВЕНИРЫ жемчуг, веера, бамбуковые свитки с высказываниями Конфуция.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Циндао (административного центра) ~ 6350 км (от 8,5 ч полета), от Циндао до Цюйфу ~ 387 км по автодороге
ВРЕМЯ опережает московское на пять часов
ВИЗА оформляется заранее
ВАЛЮТА юань (10 CNY ~ 1,5 USD)

Фото: GETTY IMAGES, DPA (X3), EASY FOTOSTOCK / LEGION-MEDIA , ALAMY, DPA / LEGION-MEDIA , SIME / VOSTOCK PHOTO, GETTY IMAGES, AKG / EAST NEWS

Редакция благодарит China Travel и Управление по туризму провинции Шаньдун за помощь в подготовке материала.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2018, частично обновлен в июне 2022