В таинственной игре с острова Ява законы евклидовой геометрии не работают, а понятия «право», «лево», «вперед» и «назад» не имеют смысла

Фото №1 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

В момент «выстрела» атакующая фишка может разом облететь несколько петель. За это игра получила свое второе название — «Карусели» (Roundabouts)

Ява — самый многонаселенный остров на планете: на скромные 132 000 кв. км здесь приходится 141 миллион жителей (по количеству практически все население России). В окружении десятков вулканов, многие из которых действующие, яванцы производят самый дорогой в мире кофе копи лювак, скармливая зерна пушистым зверькам мусангам. Здесь расположены величайший буддийский храм Боробудур и напоминающий космодром индуистский комплекс Прамбанан. Неудивительно, что именно на сказочном острове Ява зародилась суракарта — игра не просто с особенными правилами, но с иной, неевклидовой геометрией.

На самом деле яванское происхождение игры спорно. Действительно, одноименный город Суракарта находится в провинции Центральная Ява, в бывшем султанате Матарам. Изображение четырехлепесткового узла, похожего на автомобильную транспортную развязку, было найдено на острове в старинном храме. Однако подобные петроглифы есть и на Корейском полуострове, и они гораздо больше похожи на игровые поля, чем яванские. Суракарта могла возникнуть на стыке восточной и западной культур: исследователи датируют игру XVII веком, и именно в этот период голландские колонизаторы завезли в Индонезию испанские шашки алькуерк.

Во второй половине XX столетия суракарта стала известна во всем мире благодаря историку-игроведу Роберту Беллу. В своей книге он описал правила игры на бесконечном поле. В обычных шашках или шахматах доска имеет четкие границы. Участники вольны занимать левый и правый фланги, выступать на фронт или отходить в тыл. В суракарте горизонтали перетекают в вертикали и наоборот (по сути, говорить о продольном или поперечном движении в этой игре бессмысленно), поэтому поле лишено краев. Здесь теряют значение понятия «право» и «лево», «вперед» и «назад». Чтобы иметь успех, придется забыть о старых привычках, раскрепостить сознание и предельно обострить внимание: при взятии фишка задействует боковые петли поля и приобретает не ограниченную дальнобойность, поэтому соперник может нанести молниеносный удар в самый неожиданный момент.

Индонезийцы расчерчивали поле на черном вулканическом песке и играли камешками или раковинами. Сегодня на доске делают желобки, а вместо плоских шашек используют шарики, превращая игру в подобие бильярда — от легкого движения пальцев фишка буквально пролетает заветные петли. Правда, надо соблюдать осторожность и не превращать игру в «Чапаева»: шарик, пущенный неопытной рукой, способен разметать всю позицию. Чтобы этого не происходило, на перекрестках делают лунки.

Суракарта феноменальна с точки зрения топологии, геометрии, культуры. Подобно ленте Мёбиуса, ее поле представляет собой закольцованную поверхность, спроецированную в компактную фигуру. Взаимные превращения горизонталей и вертикалей напоминают о гравюрах Эшера и картинах супрематистов. Наконец, петляние фишек перекликается с буддийской философией и ее бесконечной цепочкой перерождений. Именно поэтому легко верится в то, что игра под названием «суракарта» действительно зародилась на острове Ява, в окрестностях величайшего храма Боробудур.

Суракарта

Фото №2 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

Начальная расстановка

В основе игрового поля лежит сетка 6 х 6. Она дополнена петлями, соединяющими горизонтальные и вертикальные линии между собой. Фишки ставятся на перекрестья, а не в клетки. У каждого игрока по 12 фишек, которыми в начале игры заполняют два крайних ряда на своей стороне доски.

Фото №3 - Искривление пространства. Игротека: суракарта


Ход

Жребий определяет, кто из игроков начнет партию, далее ходят по очереди. За ход можно переместить фишку на один соседний перекресток в любом направлении, в том числе назад и по диагонали. При обычном ходе без взятия задействовать петлю не разрешается. Перепрыгивать фишки, свои или соперника, нельзя.

Фото №4 - Искривление пространства. Игротека: суракарта


Взятие

При взятии атакующая фишка двигается по горизонтали или вертикали на любое расстояние, при этом обязательно задействовать хотя бы одну петлю (а можно и несколько). Траектория удара может быть сколь угодно длинной и сложной. Единственное условие: на пути атакующей фишки не должно быть помех в виде других фишек, своих или чужих. В результате взятия бьющая фишка занимает место битой, которая снимается с доски.

Фото №5 - Искривление пространства. Игротека: суракарта


Необязательность взятия

В отличие от большинства шашечных игр, взятие в суракарте необязательно. Это вполне понятно: суть игры в том, чтобы вовремя заметить освободившийся путь между своей и вражеской фишкой и «выстрелить». Серия взятий в суракарте не разрешается.

Фото №6 - Искривление пространства. Игротека: суракарта


Цель игры

Побеждает участник, срубивший все фишки соперника. Если же фишек осталось мало и они уже не могут поймать друг друга, выигрывает тот, у которого фишек на доске сохранилось больше. Такое происходит редко: пропускать ход нельзя, и какая-нибудь фишка непременно окажется на линии удара. При равном количестве фишек объявляется ничья. Обычно соперники устраивают серию игр, победу в ней определяют или по количеству выигрышей, или по количеству набранных очков, которые начисляются за каждую сбитую фишку.

Тактика

Фишки обретают максимальную силу ближе к центру доски, где им доступно сразу несколько петель. Фишка же, стоящая в углу доски, хоть и находится в безопасности (сбить ее нельзя), но любой ход сразу подставит ее под удар. Упредить атаку противника нелегко, а взятие слишком часто открывает дорогу для ответного удара: ведь кроме вертикали и горизонтали, на которых стоит фишка, необходимо держать под контролем еще четыре линии, причем одна переходит в другую.

Фото №7 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

Искусство

Игры разума

Гравюры голландского художника Маурица Корнелиса Эшера изображают трехмерное пространство, в котором тем не менее так легко затеряться из-за немыслимого взаимного расположения объектов. Мозг зрителя не может определить, где верх, где низ, где право, где лево — точно так же, как при игре в суракарту.

Фото №8 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

Буддийская святыня Боробудур — главный символ острова Ява и Индонезии. Внутренний объем храмового комплекса достигает 55 000 куб. м, а сторона квадратного фундамента сооружения в длину составляет 118 м. 504 статуи Будды и 1460 барельефов с религиозными сюжетами превращают храм в книгу для паломников. Обходя строение, они шаг за шагом познают учение Будды

Фото №9 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

На современных досках линии превратились в углубленные дорожки , по которым катают фишки-шарики. В точках пересечения сделаны углубления, чтобы шарики останавливались, а не сметали все позиции разом

Фото №10 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

Иногда на игровом поле для суракарты прочерчивают вспомогательные диагонали , которые напоминают о допустимости косых ходов. Существуют разновидности с разным количеством клеток и петель

Фото №11 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

Комплекс индуистских и буддийских храмов Прамбанан датируется X веком. По легенде, его центральное сооружение Лара Джонгранг было построено за одну ночь безответно влюбленным принцем Бандунгом

Фото №12 - Искривление пространства. Игротека: суракарта

Выиграть в игру у компьютера очень сложно: искусственный интеллект более внимателен

Фото: Matej Batha (CC-BY-SA), Diomedia, ISTOCK (X4), из архива Дмитрия Скирюка

Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2017