Во время освящения пирамиды Уицилопочтли в ацтекской столице Теночтитлане (нынешний Мехико) император Ауисотль принес в жертву богам 80 400 пленных. Некоторые исследователи подвергают эту цифру сомнению, но в целом безумная жестокость ацтеков — общепризнанный факт.
Представители племени считали, что человеческие смерти заставляют солнце ежедневно возрождаться, а землю плодоносить. Антрополог Марвин Харрис даже выдвинул версию, что с помощью массовых жертвоприношений и каннибализма ацтеки боролись с перенаселением и нехваткой животного мяса.
На фоне суровости ацтекских нравов игра в патолли вполне могла считаться развлечением. Еще бы: побежденный даже не умирал, а всего-то лишался имущества, семьи и свободы. В патолли не играли «на интерес», так как ставки лежали в основе ее правил. Совершив неудачный ход, участник тут же отдавал часть богатств противнику, а после выигрышного броска забирал их обратно. Более крупные и многочисленные ставки приветствовались, так как давали мастерам возможность показать класс в игре.
Проигравшим признавался тот, у кого ничего не осталось. Мало того, ход партии мог загнать участника в долги, даже если изначально он не собирался занимать. Так, человек, пришедший на поединок с пригоршней золота и драгоценных камней, в разгаре игры ставил на кон дом, жену и детей, а затем и вовсе превращался в раба.
Неудивительно, что ацтеки не слишком часто решались сыграть в патолли, но когда находилась пара смельчаков, толпы народа сбегались поглазеть, как вершатся судьбы.
А судьбы между тем вершили боги. На одном из рисунков в кодексе Мальябекки за партией в патолли наблюдает Шочипилли — «принц цветов», покровитель искусств и игр. Число клеток на крестообразном поле (52 позиции) отсылает к ацтекскому календарю — сосредоточению знаний и верований об окружающем мире.
Ацтеки жили сразу по двум циклам: 365-дневному «гражданскому» и 260-дневному «ритуальному». Дата обозначалась двумя числами и двумя месяцами — к примеру, «пятое тититля девятое ягуара». Полные даты повторялись лишь раз в 52 года, составлявших ацтекский век. Круг в патолли символизирует вековой путь солнца и человека. В конце каждого 52-летия ацтеки ожидали вероятного конца света. Крупный проигрыш рядом с этим — сущая мелочь.
Во время испанской колонизации католическая церковь запретила патолли. Нарушителям грозило обжигание рук — прежде всего потому, что игра основывалась на языческих верованиях, то есть на ереси. Но церковников не устраивало и то, что из-за азартной заразы любой гражданин мог в мгновение ока остаться на бобах. В конце концов, слово «патолли» и означает «боб».
БОЖЕСТВО
Шочипилли
Покровителя красоты, искусства, пения и танцев часто изображали наслаждающимся галлюциногенными растениями. Имя его переводится с языка ацтеков как «принц цветов».
Как играть в патолли
В патолли играют на крестообразном поле с 52 клетками. Два участника садятся друг против друга между «рукавов» поля. Пространство над полем (если смотреть сверху) предназначается для бога игры Шочипилли.
Соперникам достается по шесть фишек-камешков — одному красные, другому синие. Перед стартом участники демонстрируют друг другу сокровища, на которые они собираются играть.
Бобы
Вместо костей используются пять бобов с отметинами на одной стороне. Очки считают по числу отметин, но если все бобы падают отметиной вверх, то игрок получает не 5, а 10 очков. Участник, выбросивший 0, пропускает ход. Если же все пять бобов падают на ребро, бросивший их игрок сразу признается победителем и получает все сокровища противника.
Начало игры
Чтобы вывести фишку на поле, участник должен выбросить на бобах единицу. Фишке предстоит обойти все поле кругом. Стартовые и финишные клетки показаны на схеме.
Дары Шочипилли
Участник, выбросивший на костях ноль, обязан отдать одно из своих сокровищ «в дар богу Шочипилли», то есть положить на видное место. По окончании игры все эти дары достаются победителю.
Ходы
Участник перемещает любую свою фишку из выставленных на поле на точное количество клеток, соответствующее выпавшему числу очков на бобах. Если конечная клетка занята другой фишкой (своей или противника), такой ход сделать нельзя. При отсутствии допустимых ходов игрок пропускает свою очередь.
Полный круг
Игрок, который подвел свою фишку к финишной клетке, должен выбросить точное количество очков на бобах, чтобы войти в нее. Завершившая круг фишка убирается с доски, а ее хозяин получает от соперника одно из сокровищ.
Центральные квадраты
Фишка, поставленная на один из квадратов в центре, становится уязвимой: вражеская фигура, попавшая в эту же клетку, сбивает ее с доски.
Хозяин сбитой фишки отдает сопернику одно из сокровищ. Сбитая фигура должна быть выведена на поле повторно.
Клетки с треугольниками и клетки на концах «рукавов»
Тот, чья фишка попадет на одну из клеток с треугольником, отдает сопернику ставку.
Если игрок ставит фишку на клетку на конце «рукава», он получает право дополнительного хода.
Цель игры
Когда участник проводит все шесть своих фишек по полному кругу, заканчивается партия, но не игра. Соперники должны начинать кон снова и снова, до тех пор пока один из них не останется гол как сокол. Если игрок не желает заканчивать поединок (например, считает, что ему вот-вот повезет), он может объявлять новые ставки. Вот почему некоторые ацтеки, придя на игру богачами, уходили рабами.
ИСТОРИЯ
Жизнь по кодексу
В патолли играли не только ацтеки, но и тольтеки, и древние майя. Однако именно о быте ацтеков известно очень многое, благодаря кодексам — иллюстрированным рукописным книгам, созданным самими индейцами. Большинство оригинальных кодексов были уничтожены испанцами как рассадник ереси (точно так же сами ацтеки сжигали книги побежденных племен).
Но осознав, что манускрипты могут служить инструментом влияния на умы коренных мексиканцев, конкистадоры начали восстанавливать ацтекские тома, снабжая их подписями на испанском. По таким испано-мексиканским кодексам — в частности, Мендоса, Мальябекки, Борджиа — изучают культуру ацтеков в наши дни.
Фото: The Picture Art Collection / Alamy / Legion Media (в анонсе) AKG / EAST NEWS, LOMBARDS MUSEUM (CC-BY), ISTOCK, DIOMEDIA, AKG / EAST NEWS (X2)
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2018, частично обновлен в феврале 2023