Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В огне не горят: как высокотехнологичная форма защищает пилотов «Формулы-1»

Своим нарядом гонщики обязаны космическим инженерам

Обсудить

Комбинезон пилота «Формулы-1» можно назвать родственником космического скафандра. Материал, из которого шьют комбинезоны гонщиков, так называемый Nomex, — разработка космических инженеров. В автоспорт он просочился благодаря Чарлзу Конраду.

В огне не горят: как высокотехнологичная форма защищает пилотов «Формулы-1»
Источник:

PanoramiC via Legion Media

Одно время Конрад был гонщиком, но не добился заметных результатов, зато стал командиром Apollo 12 — второго американского космического корабля с лунным модулем LM-6. Конрад рассказал о чудо-материале знакомому — Биллу Симпсону, владельцу компании по производству гоночной экипировки.

В огне не горят: как высокотехнологичная форма защищает пилотов «Формулы-1»
Источник:
GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

1. Комбинезон весит полтора килограмма, причем треть массы приходится на рекламные нашивки. Комбинезон выдерживает открытое пламя горящего автомобильного топлива до 40 секунд. Этого времени должно хватить, чтобы пилот в случае аварии покинул кабину. Микроклимат внутри комбинезона создают клапаны, пропускающие воздух. Находятся они под поясом и рукавами. В случае аварии или возгорания комбинезон меняют, даже если он не пострадал. В среднем за сезон гонщик использует около 20 комбинезонов. На изготовление костюма нужно около четырех часов.

2. Рекламные нашивки не горят и не плавятся, так как сделаны из огнеупорного материала и крепятся к комбинезону огнеупорными нитями.

3. «Погоны» на плечах — не декоративная деталь, а функциональная. Это петли, ухватившись за которые, можно быстро вытащить из болида потерявшего сознание или травмированного в аварии пилота.

4. Шлем из ударостойкого материала Lexan. Способен выдержать 30-секундное воздействие пламени горелки с температурой 138 градусов (не нагреваясь при этом внутри более чем на 70 градусов) и удар килограммового свинцового шарика, летящего со скоростью более 500 км/ч. Шлем обладает высокой шумоизоляцией — в непосредственной близости от головы пилота находится двигатель болида. В шлем вмонтировано устройство, которое обеспечивает гонщика питьевой водой (из-за высоких перегрузок может происходить обезвоживание организма).

5. Наружный слой высоких ботинок — из замши и кожи, пропитанных негорючим составом. Изнутри обувь обшита тем же материалом, из которого сделан комбинезон. Подошва заходит на пятку, чтобы защитить ее от протирания — во время гонки пилот часто меняет положение ног на педалях.

Материал опубликован в мае 2014, частично обновлен в октябре 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения