В диспетчерской вышке аэродрома надо успевать контролировать обстановку одновременно и на земле, и в воздухе. Диспетчер ориентируется по четырем основным мониторам и еще успевает приглядывать за самолетами в окно

Фото №1 - Как устроено рабочее место авиадиспетчера

Система обзора летного поля (монитор А)

1 . Аэродром со взлетно-посадочными полосами (ВПП). Обычно одна из них используется для взлета, другая — для посадки

2 . В окно диспетчер видит только что приземлившийся самолет, а на экране отображается его номер рейса (ДЛХ2994 — Lufthansa № 2994), скорость движения по полосе, тип воздушного судна и авиационный код аэродрома вылета (ЕДДТ — Тегель в Берлине)

Фото №2 - Как устроено рабочее место авиадиспетчера
Фото №3 - Как устроено рабочее место авиадиспетчера

3 . Когда самолет в воздухе, вместо скорости отображается высота

4 . Улетающие самолеты показаны другим цветом, чтобы в экстренной ситуации их было проще отличить

Пульт радиосвязи

5 . Диспетчер нажимает на клавишу, называет номер рейса, к которому обращается, и произносит команду

6 . Все системы диспетчерского пункта, в том числе и радиосвязь, многократно защищены от поломки — есть резервные радиочастоты, радиопередатчики и источники питания

7 . Кнопки прослушивания радиоэфира. Чтобы оценить обстановку, диспетчер аэродрома может послушать разговоры коллег, которые контролируют воздушное движение в радиусе до 120 км или перемещения по перрону и рулежным дорожкам аэродрома

8 . Радиоэфир АТИС — Автоматической терминальной информационной системы, которая собирает, обрабатывает и каждые полчаса транслирует данные о метеорологической и орнитологической обстановке

Фото №4 - Как устроено рабочее место авиадиспетчера

Фактическая погода (монитор B)

9 . Горизонтальную видимость измеряют в начале, середине и конце полосы. При видимости менее 2 км диспетчер включает сигнальные огни

10 . Угол и скорость ветра. Направление полосы для взлета или посадки диспетчер выбирает таким образом, чтобы ветер дул навстречу самолету

11 . Сокращенное обозначение явлений погоды. SHowery SNow — ливневый снег. При ливневом дожде с видимостью менее 600 м продолжать полет нежелательно

12 . Коэффициент сцепления колес с поверхностью ВПП. Значение 040 (0,4) — полоса довольно скользкая из-за снега. Максимум 0,7, при значении ниже 0,3 диспетчер рекомендует экипажу не эксплуатировать полосу

13 . Тип облачности с указанием нижней границы

14 . Температура воздуха, точка росы и относительная влажность. По этим параметрам диспетчер и пилот могут оценить возможность образования тумана и конденсата на деталях самолета

15 . Давление на уровне аэродрома. Высота полета определяется по разнице между давлением на уровне самолета и аэродрома

16 . Метеопрогноз на два часа. NOSIG (NO SIGnificant change) — изменений погоды не ожидается

Фото №5 - Как устроено рабочее место авиадиспетчера

Нажмите для увеличения

Воздушная обстановка аэродрома (монитор C)

17 . Установленная для этого аэродрома траектория захода на посадку

18 . Заходящий на посадку самолет. В первой строке номер рейса, во второй — высота (в десятках метров), в третьей — скорость, в четвертой — аэродром назначения (УУДД — Домодедово)

19 . Точка входа в глиссаду — отсюда начинается финальное снижение самолета перед посадкой

20 . Радионавигационная точка. При отказе более современного оборудования самолет может ориентироваться по пеленгам на эти точки

21 . Красные метки самолетов означают что сработала система предупреждения опасного сближения. Диспетчер немедленно поочередно дает команду бортам уйти в сторону или изменить высоту

22 . Неопознанный и неконтролируемый летающий объект — чаще всего это стая птиц. Если устойчиво виден на радаре, диспетчер сообщает экипажу точные координаты

Фото №6 - Как устроено рабочее место авиадиспетчера

Нажмите для увеличения

Воздушная обстановка малой авиации в радиусе 120 км (монитор D)

23 . Специальный диспетчер отвечает за контроль полетов мелкомоторной авиации. Такие самолеты летают на высотах до 200 м и только каждый третий из них засекается радаром

24 . В заштрихованной зоне разрешение на вылет судам малой авиации получать не требуется

25 . Линия установленных маршрутов пассажирской авиации. Перед ее пересечением необходимо запросить разрешение у диспетчера

Фото №7 - Как устроено рабочее место авиадиспетчера

Нажмите для увеличения

Светотехнические системы аэродрома (монитор E)

26 . Включенное светосигнальное оборудование взлетно-посадочных полос показывается оранжевым цветом

Метеорологическая обстановка в радиусе 200 км (монитор F)

27 . Преобладающее направление ветра на высоте 600 м

28 . Карта количества осадков помогает диспетчеру сопоставлять движение самолетов с изменениями погодных условий

Инфографика: Дарья Орешкина, Вадим Ильин
Иллюстрации: Александр Уткин