Название «Любовь небесная и Любовь земная» картина раннего Тициана получила в 1693 году. Исходя из этого, изображенных на ней женщин с одинаковыми лицами искусствоведы отождествили с двумя ипостасями богини любви, известными интеллектуалам Ренессанса по трудам античных философов. Однако впервые название шедевра Тициана было упомянуто в 1613 году как «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Как именовал полотно сам художник или заказчик, неизвестно.

Фото №1 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»
Тициан «Любовь небесная и Любовь земная»

Картина «Любовь небесная и Любовь земная»
Холст, масло, 118 х 278 см
Год создания: около 1514 года
Ныне хранится в Риме в галерее Боргезе

Лишь в XX веке исследователи обратили внимание на обилие свадебной символики и герб венецианской семьи на полотне. Они сделали вывод, что владелец герба, секретарь Совета десяти Николо Аурелио, заказал картину Тициану по случаю женитьбы в 1514 году на Лауре Багаротто, молодой вдове из Падуи. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной. В 1509 году, в разгар военного конфликта Венецианской республики со Священной Римской империей, первый муж Лауры падуанский аристократ Франческо Борромео выступил на стороне императора. Падуя подчинялась Венеции, потому Борромео был арестован и, вероятно, казнен по приговору Совета десяти как изменник. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Ее отец Бертуччо Багаротто, профессор университета, был повешен на глазах у жены и детей по тому же обвинению, в его случае несправедливому.

Разрешение на брак высокопоставленного венецианского чиновника со вдовой и дочерью государственных преступников обсуждала комиссия во главе с дожем, и оно было получено. Конфискованное ранее богатое приданое Лауре стараниями жениха вернули за день до свадьбы. Картина, заказанная у самого престижного и отнюдь не дешевого художника Венеции, вероятно, должна была добавить браку респектабельности в глазах сограждан.

Фото №2 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

1. Невеста. По мнению искусствоведа Роны Гоффен, вряд ли это портрет Лауры Багаротто, ведь тогда и обнаженная дама написана с нее, что в те времена повредило бы репутации порядочной женщины. Это идеализированный образ новобрачной.

2. Платье. Как показал радиографический анализ, сначала Тициан написал его красным. Однако во главе списка приданого Лауры значился подвенечный наряд из белого атласа, и Рона Гоффен полагала, что художник решил изобразить именно это платье. Пояс, символ супружеской верности, и перчатки — тоже атрибуты свадебного наряда: женихи дарили эти вещи на обручение в знак серьезности намерений.

Фото №3 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

3. Венок. Вечнозеленый мирт — растение Венеры, символизирующее любовь и верность. Сплетенные из него венки были атрибутом свадеб в Древнем Риме.

Фото №4 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

4. Чаша. Как писала Рона Гоффен, в подобных сосудах венецианским невестам женихи по обычаю вручали свадебные дары.

Фото №5 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

5. Кролики. Символ плодородия рядом с фигурой невесты — пожелание новобрачным многочисленного потомства.

Фото №6 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

6. Обнаженная. По мнению большинства исследователей, в том числе итальянского эксперта по искусству Ренессанса Федерико Дзери и британского специалиста по творчеству Тициана Чарлза Хоупа, это богиня Венера. Они с новобрачной так похожи, поскольку в античной поэзии невесту нередко сравнивали с богиней любви. Венера благословляет земную женщину на замужество.

Фото №7 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»
Фото №8 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

7. Пейзаж. По мнению Дзери, за спиной персонажей показаны два контрастных символа, связанные с супружеством: дорога в гору — трудный путь благоразумия и нерушимой верности, равнина — телесные наслаждения в браке.

Фото №9 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

8. Купидон. Сын Венеры, крылатый бог любви здесь — посредник между богиней и невестой.

Фото №10 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

9. Фонтан. На нем герб семьи Аурелио. По мнению искусствоведа Вальтера Фридлендера, это гробница возлюбленного Венеры Адониса, описанная в романе XV века «Гипнэротомахия Полифила», — саркофаг (символ смерти), из которого течет вода (символ жизни). Рельеф на мраморе изображает избиение Адониса ревнивым Марсом: по роману, юноша погиб от рук бога войны. Это не только указание на трагически закончившуюся любовь богини, но и напоминание о печальном прошлом Лауры Багаротто.

Фото №11 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»

10. Светильник. Античная лампада в руке у Венеры, по мнению Федерико Дзери, символизирует пламя божественной, возвышенной любви.

Фото №12 - 10 символов, зашифрованных в картине «Любовь небесная и Любовь земная»
Фото
Wikimedia Commons

Художник
Тициан (Тициано Вечеллио)

Между 1474 и 1490 — родился в городе Пьеве-ди-Кадоре, с 1420 года входившем в состав Венецианской республики, в знатной семье.
Около 1500 — перебрался в Венецию, чтобы изучать изобразительное искусство.
1517 — получил от венецианских властей должность посредника при поставках соли, что, по мнению исследователей, указывает на его статус официального живописца республики.
1525 — женился на Чечилии Сольдано, от которой к тому времени уже имел двух сыновей.
1530 — овдовел, жена скончалась после рождения дочери Лавинии.
1551–1562 — создал «Поэмы», серию картин по «Метаморфозам» Овидия.
1576 — умер в своей мастерской, похоронен в венецианской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2016