Цветы войны

Фото №1 - Цветы войны, беседы у камина и шоу с бомбами: 3 пиар-кампании века

В ноябре 1918 года, за два дня до того, как было подписано Компьенское перемирие, завершившее Первую мировую на Западном фронте, Мойна Майкл, преподаватель Университета Джорджии и сотрудница Ассоциации христианской молодежи, прочла в женском журнале стихотворение о войне — «Мы не уснем» (позже известное как «На полях Фландрии»). Его написал в 1915 году военный врач Джон Маккрей, созерцая цветущие маки вокруг свежих могил друга и остальных бойцов — тех, кто пал в битве на реке Ипр. Мойну Майкл поразили эти строки. Она поклялась всегда носить на одежде красный мак в память о миллионах погибших на мировой войне, а потом придумала, как сделать этот жест памяти полезным: продавая самодельные шелковые маки, собирать деньги для ветеранов. Ее стараниями Американский легион (организация ветеранов США) поддержал эту практику. Традицию продавать эмблемы в виде мака ради помощи жертвам войн и их семьям переняли Англия, Франция, Канада и другие страны.

Беседы у камина

Фото №2 - Цветы войны, беседы у камина и шоу с бомбами: 3 пиар-кампании века

Франклин Делано Рузвельт — единственный президент США, избранный на этот пост четырежды. Встав во главе страны, экономика которой была подорвана Великой депрессией, этот политик осуществлял «Новый курс» — серию радикальных реформ, при которых возрастало влияние государства в финансовой и социальной сфере. Чтобы завоевать поддержку граждан, Рузвельт первым из президентов начал использовать для воздействия на общественное мнение радио. 12 марта 1933 года в радиоэфире состоялась первая из знаменитых рузвельтовских «бесед у камина». Сам стиль выступления был новаторским: президент не вещал как с трибуны, а тихо вел с народом задушевную беседу, объясняя суть реформ и отвечая на критику. В результате всех усилий многие из ключевых реформ «Нового курса» Рузвельту удалось провести в первые 100 дней его первого президентского срока.

Шоу с бомбами

Фото №3 - Цветы войны, беседы у камина и шоу с бомбами: 3 пиар-кампании века

В 1991 году Штаты оказались участником вооруженного конфликта с Ираком. Пользуясь возможностями спутникового телевидения, журналисты вели репортажи с территории противника в прямом эфире. Камеры, установленные на ракетах и бомбах с лазерным наведением, показывали их полет до момента взрыва. При этом американские военные жестко контролировали доступ журналистов в расположение собственных сил. На экранах телевизоров войну в Персидском заливе подавали как серию неизменно победоносных операций США и союзников. Американцы увлеченно следили за новостями. По данным нью-йоркской полиции, в течение нескольких дней после начала воздушной операции США против Ирака в городе резко снизилась преступность. Зрелищные репортажи вызвали всплеск патриотизма в Америке и стали эталоном применения пиар-технологий в освещении конфликтов.

Фото: HH58, Harris & Ewing / Library of Congress, US Air Force

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2016