Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера

В наши дни многие путешественники оперативно публикуют фотографии из поездок в соцсетях. 150 лет назад главными блогерами были бы художники, начиная с Верещагина

Обсудить

«В наш век развития пароходства и железных дорог не пользоваться средствами передвижения, не учиться на живой летописи истории мира — значит вырвать самые интересные страницы из книги своего бытия…» — писал художник.

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Мавзолей Тадж-Махал близ Агры». 1874–1876

Всего он побывал в 66 странах мира. Сражался на Балканах, а также в Средней Азии. Как мирный путешественник ездил в Сирию и Палестину, на Филиппины и Кубу, в Японию, дважды в Индию и трижды в Штаты, исколесил всю Европу, не говоря уже о Российской империи. И везде, где бывал, делал зарисовки. Причем зарисовки во многом репортажного свойства — фиксировал объект или интересного человека.

Индия

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели». 1875
Василий Верещагин

«Я застрелил раз огромную летучую мышь, просто из любопытства… Через несколько дней вижу эту животинку, уже сильно испортившуюся, привязанною за крыло к седлу одной из моих вьючных лошадей. „Зачем ты возишь эту гадость?“ — спрашиваю слугу-индуса. „Я думал, что вы будете кушать, сэр“, — ответил вегетарьянец»

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре». 1874

Средняя Азия

Иван Крамской о картине «Двери Тамерлана»: «Эти тяжелые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию… что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Двери Тамерлана». Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1872

Верещагин к пейзажам Средней Азии, где он участвовал в боевых действиях, испытывал противоречивые чувства. «Призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя…» — говорил он.

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Торжествуют». Головы русских солдат в Самарканде. 1872
Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Киргизские кибитки на реке Чу». 1869–1870

Япония

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Шинтоистский храм в Никко». Около 1904 г.

Опыт общения художника со служителем одного из храмов Никко: «„Вы можете писать сколько угодно снаружи, но внутри строго запрещается делать какие бы то ни было снимки», — ответ этот мне не понравился и показал, что служители алтаря уступят только или перед крупным денежным подарком, или перед давлением со стороны влиятельных лиц Токио».

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Японский нищий». Начало 1900-х годов
Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
«Прогулка в лодке». 1903–1904

Гималаи

Верещагин о Гималаях: «Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом».

«В Индии. Снега Гималаев». 1874–1876

«Закат в Гималаях». 1879

«Посмертные памятники в Ладаке». 1875

1 из 3

«В Индии. Снега Гималаев». 1874–1876

Василий Верещагин

Художник, журналист, военный, путешественник, активно сотрудничал с РГО

Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера

Годы жизни 1842–1904.
Изучал живопись в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в Школе изящных искусств в Париже.
Выставлялся в России, Европе и Соединенных Штатах. За картины о войне пресса прочила его в лауреаты Нобелевской премии мира 1901 года.
Погиб в ходе Русско-японской войны на взорванном противником броненосце «Петропавловск» близ Порт-Артура. По свидетельству очевидцев, за секунды до гибели стоял на палубе с альбомом и делал наброски.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2015, частично обновлен в январе 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения