Мир без людей и млекопитающих: что, если все на Земле были бы веганами

Без хищников наш мир выглядел бы совсем иначе

Никто не ест мяса, не эксплуатирует животных — на планете царит мир и спокойствие? Увы, ученые утверждают, что все совсем не так.

Убийства

Конкуренция за самок, территорию и ресурсы никуда не исчезнет, так что поединки с использованием рогов, копыт и прочего «навесного оборудования» все равно будут происходить. А летальные результаты в подобных схватках не редкость.

Обмен веществ

Владимир Капустин

Почти наверняка кровь большинства животных альтернативной Земли строилась бы не на гемоглобине. Даже в нашем мире существуют еще как минимум три разновидности крови и гемолимфы: на основе медьсодержащего гемоцианина (условно — «голубая») у моллюсков, членистоногих и бархатных червей, на основе железосодержащего хлоркруорина (условно — «зеленая») у некоторых многощетинковых червей и на основе железосодержащего гемэритрина (условно — «фиолетовая») у полихет, плеченогих и некоторых других беспозвоночных. При этом железо «животного» происхождения фауной усваивается намного лучше, чем «растительное».

Болезни

Владимир Капустин

При отсутствии хищников и падальщиков одним из главных регуляторов численности популяции стали бы болезни. Больные животные не попадали бы на обед к плотоядным собратьям по планете и тысячами умирали бы от эпидемий. Их трупы долгое время лежали бы на поверхности земли и в водоемах. А если допустить, что бактерии тоже стали бы веганами, то вопрос «Куда девать тела?» был бы одним из основных вопросов в альтернативной реальности.

Человек разумный

Владимир Капустин

Откуда бы он взялся в этом мире? Именно переход к мясоедению, необходимость преследовать и убивать еду дали мощный толчок к развитию мозга высших приматов.

Первые обработанные камни предназначались для соскабливания мяса с костей — зубами и руками сделать это изначально растительноядному существу было почти невозможно. И освоение огня тоже стало вехой на пути к обработке мясной пищи. Homo veganus во всем этом не нуждался бы, следовательно, его мозг не претерпел бы таких серьезных изменений.

Ландшафт

Владимир Капустин

Рельеф планеты сильно изменился бы. Достаточно вспомнить, во что превратили Австралию всего 24 кролика, выпущенные Томом Остином на волю в октябре 1859 года в похожих условиях: обилие пищи и ноль хищников.

Другой пример — Йеллоустонский парк после уничтожения волков в 1926 году. Повальные болезни среди копытных быстро привели к изменению берегов рек (олени и лоси поедали молодые побеги ивы), что привело к уменьшению количества колоний бобров, за чем последовало снижение поголовья водоплавающих птиц, и так далее по цепочке. Волков в Йеллоустон пришлось срочно заселять извне.

Однообразие

Владимир Капустин

Видовое разнообразие стало бы скудным, как это обычно и бывает при однотипности питания. Например, практически отпала бы необходимость в покорении воздушного пространства, и птицы, скорее всего, не появились бы. Невелик также веганский потенциал водоемов, особенно соленых.

Млекопитающие

Скорее всего, они бы просто не появились в процессе эволюции. Если считать, что казеин (составляющая молока) — животный белок, в парадигму глобального веганства он никак не вписывается.

Численность

Количество животных колебалось бы в очень широких пределах, так как оно напрямую зависело бы только от климатических условий. Быстрое размножение в урожайный год приводило бы к стремительному уничтожению всех растений, ведь только они умеют превращать неорганику в органику.

А так как по правилу экологической пирамиды разница между ступенями передачи энергии — один порядок, то масса растений, требуемых для прокорма резко выросшего поголовья их поедателей, должна увеличиваться экспоненциально. А это невозможно, и животные бы массово вымирали от голода.

Неторопливость

Владимир Капустин

Эволюция шла бы чрезвычайно медленно, а то и повернула бы вспять. Существенная часть приобретений современных живых существ — средства обороны и наступательное оружие. «Гонка вооружений» заставляет эволюционировать, задержавшихся попросту съедают адаптировавшиеся хищники.

К тому же в условиях изобилия и отсутствия естественных врагов организмы стремятся к упрощению своего строения, достаточно вспомнить, например, гельминтов (паразитических червей).

Авторы: Алексей Водовозов, врач-терапевт, Светлана Водовозова, биолог