Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Рыжий-рыжий-конопатый

Клоуны как отдельное амплуа театрального, а позже циркового искусства появились в XVI–XVII веках

Рыжий-рыжий-конопатый
Источник:
Jeff Gilbert / Alamy via Legion

В XIX веке сложилось два основных типажа клоунов: белый, связанный с итальянской комедией дель арте, и рыжий, известный в Западной Европе как Август (в германской традиции — глупый Август). На конфликте между ними обычно строится цирковое представление. На картинке — клоун Август.

Рыжий-рыжий-конопатый
Источник:
ALAMY / Legion-media

1. Костюм Августа изначально был подчеркнуто нелепым и ярким: в полоску или клетку — для контраста с белым клоуном.

2. Накладной красный нос стал атрибутом клоуна позже — в первой половине XX века — благодаря успеху сценического образа известнейшего клоуна своего времени итальянца Альбера Фрателлини. Вместе с братьями Франсуа и Полем он выступал в комическом трио «Братья Фрателлини» по всей Европе. Считается, что непропорционально большой накладной красный нос артист использовал, дабы показать, что его персонаж пьян. Кроме того, красный нос издалека позволял отличить клоуна от других актеров на сцене.

3. Шляпа и ботинки курьезного фасона и подчеркнуто большого размера появились впервые в XVIII–XIX веках у немецких клоунов, которых называли Пикельхеринг, что означает «маринованная сельдь». Однако возник персонаж благодаря странствующим английским лицедеям XVII века. Прозвище сформировалось по аналогии с прозвищами других европейских комических персонажей: типичное для жителей страны имя плюс название популярной среди простолюдинов еды. Так, во Франции — Жан Потаж (Жан Похлебка), в Южной Германии и Австрии — Ганс Вурст (Ганс Колбаса), а в Англии — Джек Пуддинг.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2015

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения