«Мадонне Конестабиле» Рафаэля пришлось пережить в России мучительную операцию по «пересадке скелета». Только благодаря этому она и осталась в Эрмитаже

Фото №1 - Подарок императора

Маленькую, меньше 18 сантиметров в диаметре, картину юный Рафаэль написал в Перудже для местного аристократа Альфано ди Диаманте. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Когда картину привезли в Россию, выяснилось, что трещины на доске, служившей основой, увеличились.

Петербургские реставраторы провели кропотливейшую работу, перенеся красочный слой с дерева на холст. При советской власти «Мадонну Конестабиле» чуть было не продали снова: в начале 1930-х годов ее возили за границу на аукцион, оценив всего лишь в 245 000 рублей. Покупателя на «сомнительную» (из-за переноса оригинала на холст) работу не нашлось.

Фото №2 - Подарок императора

(1) Мафорий . Четырехугольный плащ, типичный элемент женской одежды в древней Иудее, стал частью канона изображения Марии как матери Христа. Изначально в европейском искусстве Богоматерь изображалась в траурных, черных одеждах, но в эпоху Высокого Средневековья черный превратился в синий — цвет небес и веры.

Фото №3 - Подарок императора

(2) Платье . Красный — второй каноничный цвет одежд Богоматери, напоминающий о крови Христа.

Фото №4 - Подарок императора

(3) Пояс — символ целомудрия Девы Марии.

Фото №5 - Подарок императора

(4) Книга . Когда картину освободили от деревянной основы, то проступила первоначальная версия, на которой Мария и младенец держали не книгу, а плод граната — символ страстей Христовых. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Таким образом, молитвенник Марии имеет то же значение, что и гранат: предчувствие Голгофы и символ жертвы Христа. Рафаэлю, выросшему в интеллектуальном кругу придворных герцога Урбинского, символизм книги был близок: около десятка его Мадонн изображены с молитвенником.

Фото №6 - Подарок императора

(5) Пейзаж — это ландшафт Умбрии, региона в Центральной Италии, где и была создана «Мадонна Конестабиле». Позже, покинув места, где прошла его юность, Рафаэль все равно будет изображать Мадонн на фоне узнаваемых умбрийских пейзажей.

(6) Время года — большинство исследователей определяют как очень раннюю весну. Возрождающаяся природа воплощает надежду на воскресение Христа.

Фото №7 - Подарок императора

(7) Лодка . В христианском искусстве это может быть символ сообщества верующих, напоминая о лодке, с которой рыбачили в Тивериадском озере призванные Христом ученики.

(8) Круглая форма — тондо (в переводе с итальянского «круг», «шар») была популярна у художников XV–XVI веков. Главный теоретик искусства ренессансной Италии Леон Баттиста Альберти считал круг совершенной природной формой, воплощением гармонического равновесия.

Фото №8 - Подарок императора

(9) Рама . Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Только эту пилку приводила в движение не рука, а станок, нажимаемый ногою, как швейная машина: продели же пилку внутрь доски сквозь одну из ее трещин».

Фото №9 - Подарок императора

(10) Гротески — их автором тоже считают Рафаэля. Мода на гротески в искусстве Ренессанса началась в конце XV века, когда в Риме обнаружили остатки «Золотого дома» императора Нерона. Своды и стены дворца украшало причудливое переплетение растительных орнаментов и изображений фантастических существ. Сам термин «гротеск» происходит от итальянского grotta — «пещера».

Фото №10 - Подарок императора
Фото №11 - Подарок императора

(11) Грифон — эмблема Перуджи, столицы Умбрии. Кроме того, фантастический зверь, полулев-полуорел, символизирует двойственную природу Христа — человеческую и божественную.

ХУДОЖНИК
Рафаэль Санти

Фото №12 - Подарок императора

1483 — Родился в Урбино в семье Джованни Санти, придворного живописца и поэта герцога Урбинского.
1498 — По некоторым данным, создал первую «Мадонну» — фреску в доме отца в Урбино.
1500 — Поступил в ученики в мастерскую Перуджино, переехал в Перуджу.
1502–1504 — Создал первые шедевры: «Пасадинскую Мадонну», «Три грации», «Мадонну Конестабиле».
1504 — Переехал во Флоренцию.
1506–1507 — Написал серию «Мадонн» под влиянием Леонардо да Винчи — «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени» и др.
1508 — Переехал в Рим.
1509–1518 — Расписывал залы папского дворца в Ватикане, создал знаменитые фрески «Афинская школа», «Изгнание Элиодора», «Спор о причастии» и др.
1514 — Назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Около 1516 — Написал «Сикстинскую Мадонну».
1520 — Умер в свой день рождения от лихорадки, похоронен в Риме в Пантеоне.

Фото: В.С. Теребенин, © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2014

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2015