Детали облачения патриарха и их цвет строго регламентированы. Так, в частности, рождественские облачения традиционно белого цвета, пасхальные — красного, во все Богородичные праздники — голубого, на Троицу — зеленого, в будни в Великий пост патриарх служит в черном, а в воскресенье в этот период — в фиолетовом или темно-красном…

Фото №1 - Высшая лига: что значит облачение патриарха

1. Митра — головной убор. Введен в России патриархом Никоном в XVII веке. На митре четыре миниатюрные иконы: Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и какого-либо святого. Митра символизирует царское достоинство патриарха, отсылая к терновому венцу Христа. Раньше митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты. С 1989 года подобные митры приняты для всего епископата.

2. Омофор — широкая лента с вышитыми крестами, лежащая на плечах (с греческого так и переводится — «наплечник»). Символизирует заблудшую овцу, найденную пастырем. Христа часто изображали в виде пастуха, несущего на плечах овцу.

3. Панагия — отличительный знак высшей церковной власти в виде медальона с образом Богородицы (панагия переводится как «всесвятая»). Во время службы патриарху положено носить две панагии и наперсный (то есть нагрудный) крест.

4. Саккос — длинная и широкая верхняя одежда, обычно не сшитая по бокам. Ее название происходит от древнееврейского «саккус» — «рубище» и напоминает о смирении Христа. После учреждения патриаршества в 1589-м саккос стал облачением Московских патриархов. С 1705-го его носят все архиереи Русской церкви.

5. Патриарший жезл — отличительный знак патриаршего сана. Концы рукояти загнуты вниз и напоминают якорь — символ надежды на Бога. Корабль — распространенный символ христианства. Он означает церковь, которая подобно кораблю помогает переплыть море жизни. К рукояти во время крестных ходов крепится сулок — сложенный вчетверо платок. Он вошел в обиход в России в XVII веке. Сулок оберегает руки священника от прикосновения к железу в морозы. Только патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь через царские врата (центральные ворота алтаря). Остальные священники оставляют жезл перед ними.

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru, Alamy / Legion-Media

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2015