Александр Македонский был великим полководцем, как известно из школьной программы. Но стратегия и тактика — это полдела. Если бы он не был к тому же хорошим психологом и манипулятором (иначе говоря, политиком), то быстро остался бы без армии

Фото №1 - Вся азиатская рать

Александр в битве при Иссе. Фрагмент мозаики из Помпеев, 125–120 годы до н. э.

В начале осени 331 года до н. э. 25-летний царь Александр переправился с греко-македонским войском через реку Тигр, собираясь вступить в решающий бой с армией персов. Шел четвертый год его триумфального вторжения в Азию, в пределы простиравшейся от Босфора до Индии державы, которой правила династия Ахеменидов. Персы уже полтора столетия были главным «плохим парнем» для эллинского мира. В полисах помнили опустошительные греко-персидские войны, особенно разрушение Ксерксом Афин и разорение Акрополя. Теперь молодой Александр одерживал победу за победой, посылал в Элладу богатые трофеи, отвоевал у противника греческие города Малой Азии и готовился довершить возмездие разгромом вражеского государства. При этом собственная его цель все больше отличалась от целей пославших его греческих городов-государств. А воины Александра все меньше понимали, ради чего они идут на лишения и смерть.

Фото №2 - Вся азиатская рать

Наука и религия: небесный союзник

За 11 дней до решающей битвы произошло нечто важное для людей той эпохи — затмение луны. «Сначала поблек ее свет , — пересказывает слова очевидца древнеримский биограф Александра Квинт Курций Руф , — потом все окрасилось кровавым оттенком» . Это вызвало панику в рядах греко-македонских воинов. Сразу выступили на поверхность все сомнения, все недовольство политикой их предводителя, которая чем дальше, тем больше напоминала не общее эллинское дело, а личную авантюру честолюбца. «Они жаловались, что их увлекают на край света против воли богов: к рекам, мол, невозможно подойти, светила не сохраняют своего прежнего блеска, кругом — бескрайняя земля, голая пустыня; кровь стольких тысяч людей проливается по прихоти одного человека; о родине он забыл… из-за пустых выдумок он добивается неба, — продолжает Курций Руф. — Дело чуть не дошло до открытого бунта» .

Фото №3 - Вся азиатская рать

Кадр из фильма Оливера Стоуна «Александр», 2004 год. Главную роль сыграл Колин Фаррелл

Очевидно, Александр должен был срочно что-то предпринять, дабы предотвратить массовую истерию перед решающим сражением. По словам того же биографа, он прибег к помощи египетских жрецов, знаменитых астрономов. Молодой полководец с детства тянулся к наукам, в походе его сопровождали историки и философы. Вероятно, из тех же соображений он взял с собой и египетских мудрецов. Ученые мужи оказались мудры вдвойне. Сообщение достигает цели, если оно изложено в форме, понятной аудитории. Зная естественные причины небесного явления, жрецы рассудили, что научное объяснение прозвучит неубедительно для суеверной толпы. И тогда они объявили луну символом персов, а ее затмение, следовательно, добрым знаком для армии Александра. Аргумент подействовал.

Фото №4 - Вся азиатская рать

Александр (предположительно), охотящийся на львов. Мозаика из дворца в Пелле, античной столице Македонии, IV век до н. э.

Фото №5 - Вся азиатская рать

Голова мраморной статуи Александра, Пергам, Малая Азия. Эллинистическая копия с работы греческого скульптора Лисиппа (ок. 330 года до н. э.)

Жизнь как легенда: сын Зевса

Фото №6 - Вся азиатская рать

Александр Македонский на античной монете, IV век до н. э.

Молодой царь придавал большое значение проявлениям сверхъестественного, регулярно приносил обильные жертвы богам, спрашивал оракулов и никогда не забывал обращать внимание подданных на знаки всевышнего одобрения. Все, что делал Александр, было преисполнено важного и для него, и для его людей мифологического и символического смысла: бросал ли он копье в землю, прежде чем ступить на берег Азии в начале великого похода, приносил ли в Илионе жертвы на могиле любимого героя Ахилла, разрубал ли завязанный легендарным царем Гордием узел… Апофеозом стал поход в оазис Сива — в святилище египетского бога Амона. Царь македонцев отождествлял его с греческим Зевсом. Александр, как считалось, вел свой род от Зевса через Геракла, но мечтал о божественном статусе для себя. Жрецы Амона засвидетельствовали, что македонский царь является его сыном, а следовательно, тоже божество. Соратники, однако, восприняли новость сдержанно, сочтя это излишеством и предательством памяти земного отца Александра. Так что наиболее сильно пропагандистский ход подействовал на самого полководца: признание его божественности наполнило Александра решимостью для предстоящего генерального сражения.

Фото №7 - Вся азиатская рать

Александр Македонский в битве при Иссе. Рельеф из Таранто, Италия, III век до н. э.

Стратегия победителя: смена тактики

Фото №8 - Вся азиатская рать

Александр Македонский — фараон, древнеегипетская статуя

Персидский владыка Дарий III ждал противника возле деревни Гавгамелы в Северной Месопотамии. Два царя уже встречались лицом к лицу в битве при Иссе. Тогда греко-македонская армия одержала верх, а Дарий бежал с поля боя, оставив семью и войско на произвол судьбы. Александр очень досадовал, что его главный противник ускользнул. С тех пор прошло два года. Молодой полководец завоевал юг империи, покорил Сирию и Финикию, без боя занял Египет. Ресурсы позволяли Дарию собрать новое огромное войско, и у него было достаточно времени, чтобы дождаться отрядов из дальних провинций и стянуть под свои знамена остатки разбитой при Иссе армии. Как пишет австрийский антиковед Фриц Шахермайр , «Александр сознательно дал ему отсрочку, чтобы затем одним ударом расправиться со всеми сразу» .

Дарий меж тем пытался договориться. На предложение перса поделить державу по Евфрату и стать равноправными властителями Александр ответил отказом. На кону стояла огромная империя, по тогдашним представлениям о географии — полмира, и молодому герою она была нужна целиком.

Обстановка в продвигавшейся к Гавгамелам греко-македонской армии была нервозной: победа над несметными полчищами врага, несмотря на прецедент при Иссе, казалась делом почти невозможным. Полководец пытался ободрить бойцов любыми методами. Узнав, что обозные развлекаются боями потешных армий «Дария» и «Александра», он приказал их предводителям сразиться перед войском и демонстративно щедро наградил победителя — естественно, «Александра», — обставив и это как добрый знак.

Обнаружив вражеский лагерь, Александр не стал немедленно атаковать, как три года назад при Гранике — напротив, предпочел дать войску отдохнуть, а военачальникам осмотреться. Накануне боя македонский царь решал серьезную дилемму. Советники уговаривали его напасть на персов ночью, чтобы застать врага врасплох и чтобы вид бесчисленного войска Дария не наводил ужас на бойцов. «Я не краду победу», — цитирует Плутарх гордую отповедь Александра .

Для истории такие слова хороши, но как объяснение не годятся. Историк Александр Клейменов указывает, что для македонцев ночной бой был привычной тактикой и великий полководец не гнушался ею в благоприятных условиях. Наслышанный об этом Дарий ждал от Александра атаки в темное время суток: персы выставили в лагере усиленную стражу. Главное преимущество ночной атаки — неожиданность — было утрачено. Поэтому царь македонцев дал воинам выспаться, да и сам чуть не проспал сражение. Персы же, по словам античного историка Арриана, оказались измотаны ночным бдением.

Фото №9 - Вся азиатская рать

Изображение Александра на византийском бронзовом блюде, XII век

Фото №10 - Вся азиатская рать

Александр слушает наставления Аристотеля. Арабская миниатюра, XIII век

Древние авторы хвалят Александра Македонского за осмотрительность, считая решение сражаться днем не только благородным, но и более разумным. Однако главный мотив полководца , похоже, был другим: победа в решающем бою за власть над половиной мира должна быть явной, бесспорной, одержанной средь бела дня на глазах у десятков тысяч людей .

Доблесть полководца: ход конницей

Сражение состоялось 2345 лет назад, 1 октября 331 года до н. э. Персидский царь подготовился как следует. В его армии собрались среднеазиатские конники Бактрии и Согдианы, могучие и дикие скифы — союзники с северных окраин державы, жители Индии верхом на боевых слонах, армяне, сирийцы, киликийцы, греки-наемники и прочие многочисленные отряды. Командовать разноязыкой толпой было непросто, но Дарий организовал учения и подготовил равнину предстоящего боя для конников и колесниц. На серпоносные колесницы с торчащими во все стороны лезвиями он возлагал особые надежды. С такими орудиями войны, как и со слонами, греко-македонская армия еще не имела дела, и царь персов рассчитывал в том числе на психологический эффект. Люди XXI века вряд ли могут представить ужас, какой вызывало у человека древности нечто невиданное.

Фото №11 - Вся азиатская рать

Иллюстрация: Игорь Куприн

Властителя македонян на поле сражения сопровождал верный спутник — жрец Аристандр в белых одеждах и золотом венке. Придворный историк Александра Каллисфен рассказывал: перед битвой царь воздел правую руку к небесам и попросил богов даровать войску удачу и мужество, если он действительно сын Зевса. И тут Аристандр указал на орла, высоко летящего в небе в сторону врагов, — птицу бога-громовержца. Несомненно, это было благим знамением для греков и македонцев.

Фото №12 - Вся азиатская рать

Умирающий Александр. Миниатюра начала XIV века из «Схоластической истории» Петра Коместора

Фото №13 - Вся азиатская рать

Шарль Лебрен, «Триумф Александра в Вавилоне», фрагмент, около 1665 год

Трубы дали сигнал к бою, и сражение началось. Расчет Дария на серпоносные колесницы не оправдался: наученные Александром воины расступались, пропуская смертоносные конструкции, и били копьями о щиты. Шум пугал лошадей, возницы теряли управление, колесница выходила из боя. Александр вел наступление косым строем, выдвигая вперед более сильный правый фланг, в котором находился и сам с конной дружиной — гетайрами. Царь македонцев по обыкновению сражался «впереди всех знамен» — как и обещал перед боем своим воинам, согласно Курцию Руфу. Дарий перебросил против вражеской конницы отряд всадников из центра влево, но при этом маневре в строю персов образовалась брешь, в которую немедленно ударил клин во главе с Александром.

Фото №14 - Вся азиатская рать

Кадр из фильма Роберта Россена «Александр Великий», 1956 год. В роли Македонского Ричард Бёртон

На левом фланге греков и македонцев ситуация была иная: их крушила мощная кавалерия противника, прорвавшаяся к обозу. Историк Фриц Шахермайр не сомневается, что если бы Дарий возглавил, подобно Александру, конные отряды, то смог бы ликвидировать прорыв в строю и выиграть битву. В тот момент, когда Дария на его высокой колеснице вновь, как при Иссе, охватил страх, у армии еще были шансы на победу. Но Александр прорубался все ближе; царь персов поддался панике и снова бежал с поля боя. Враг Дария кинулся в погоню, но был вынужден вернуться на помощь собственному левому флангу. В это время сквозь шум битвы и клубы пыли повсюду разнеслась весть о бегстве Дария, обезглавленное войско дрогнуло и рассеялось.

Фото №15 - Вся азиатская рать

Развалины храма Александра Македонского в оазисе Бахария, Египет, IV век до н. э.

Так державе Ахеменидов пришел конец, ставший началом империи Александра Великого и эпохи эллинизма. Триумфатору открылся путь в сердце державы: в Вавилон, Сузы, Персеполь, которые сдавались без боя. Дарий вскоре был убит бывшим соратником Бессом. А Александр продолжил походы. Однако империя его была недолговечной и распалась на отдельные государства после смерти завоевателя.

Фото: AKG/East News (x6), Bridgeman/Fotodom.ru (x5), IMDB, DI0MEDIA, NASA’S EARTH OBSERVATORY

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2014