Если бы кому-нибудь пришло в голову выбрать самый узнаваемый советский автомобильный бренд, то «Запорожец» стал бы претендентом номер один.

Фото №1 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Эти авто вряд ли когда-нибудь были предметом гордости. Зато с узнаваемостью у них все в порядке. Да и в фольклоре «Запорожец» сразу занял достойное место.

Фото №2 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Самый первый «Запорожец» должен был называться «Москвичом». Эту машину во второй половине 1950-х годов спроектировали конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Однако советское правительство решило развивать автопром на Украине , поэтому производство новой модели, получившей официальное обозначение ЗАЗ-965 , было организовано в Запорожье на заводе «Коммунар». В серию ЗАЗ пошел в 1960 году .

Фото №3 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали «горбатым» — за форму кузова. На самом деле ничего оригинального в таком дизайне нет . «Горбатая» внешность была скопирована с итальянского FIAT 600 , что никем в общем-то и не скрывалось.

Фото №4 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

«Горбатый» оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины . Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински , с мягким знаком на конце . Более поздние «запорожцы» не совсем настоящие — на них в лучшем случае писали порядковый номер модели, а эмблемы могли размещаться в самых неожиданных местах. Например, надпись «968А» (соответствует одноименной модели) украшала крышку бардачка .

Фото №5 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Главное отличие «запорожцев» от всех прочих советских легковых автомобилей — расположение двигателя позади пассажирского салона . Такая компоновка была популярна в Европе 50-60 лет назад . На ЗАЗ-965 ставились сделанные в Мелитополе двигатели мощностью не более 27 «лошадей» . Теоретически «горбатого» можно было разогнать до 90 км/ч , ЗАЗ-965, как и все последующие «запорожцы», вовсе не был дешевой и общедоступной машиной.

Фото №6 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

В конце 60-х «Запорожец» стоил почти две тысячи рублей , а в 80-е цена ЗАЗ-968М превышала четыре тысячи рублей и примерно равнялась двум годовым зарплатам среднестатистического советского гражданина. Однако инвалиды Великой Отечественной войны имели право получать «запорожцы» с ручным управлением бесплатно , но без права продажи. Многие ветераны сами за руль не садились и отдавали льготные автомобили родственникам .

Фото №7 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

«Горбатого» сняли с конвейера в 1968 году . А годом раньше завод «Коммунар» освоил производство второго поколения «запорожцев» — ЗАЗ-966 . Новая машина внешне разительно отличалась от предшественника, но, как ни странно, старый двигатель от ЗАЗ-965 ей подходил . Кроме старых моторов на ЗАЗ-966 ставили и новые мощностью 40 л. с.

Фото №8 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Самый заметный элемент дизайна ЗАЗ-966 — торчащие по бокам «уши» , то есть воздухоуловители. Без них работающий по принципу воздушного охлаждения двигатель стал бы перегреваться. Из-за особенностей системы охлаждения «запорожцы» почти не поставляли в некоторые южные республики СССР. В Грузии этих машин не было ввиду неподходящего климата, а вовсе не потому что, как утверждалось в советских анекдотах , местное население считало зазорным пользоваться «запорожцами».

Фото №9 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

В отличие от ЗАЗ-965, у «ушастика» не было прямого зарубежного аналога. ЗАЗ-966 похож на немецкие NSU Prince 1961 года и американский Chevrolet Corvair 1959-го года, но не являлся их копией. В начале 60-х малолитражки с заднемоторной компоновкой были в моде и их выпускали многие автопроизводители — от Mazda до BMW . Разница между ЗАЗом и «иностранцами» была не только в качестве сборки, но и в том, что в Запорожье освоили выпуск заднемоторных седанов, как раз когда западные автоконцерны начали сворачивать их производство.

Фото №10 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Плюсом ЗАЗ-966 был 19-сантиметровый клиренс , позволявший эксплуатировать автомобиль в условиях тогдашнего сельского бездорожья. Один из недостатков — чрезмерная прожорливость . Расход топлива у 40-сильного ЗАЗ-966 приближался к 10 литрам на 100 км, что для малолитражки явный перебор . Бензин в 70-е годы в Советском Союзе был дешевым, литр А-76 стоил 10 копеек . Но купить его было не так просто — даже в областных центрах частников обслуживали две-три заправки , на которых топлива могло и не оказаться.

Фото №11 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

В конце 1960-х годов на базе ЗАЗ-966 были созданы сразу два внедорожника , выпуск которых начался в Луцке . Первый — ЛуАЗ-967 — был сугубо военным автомобилем и предназначался для воздушно-десантных войск . Машина была приспособлена для спуска на парашюте и умела плавать .

Фото №12 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Второе авто — ЛуАЗ-969 — было гражданским . Поскольку «Ниву» к тому времени еще не изобрели , а ГАЗ-69 и УАЗ-469 в частное пользование почти не продавали , то ЛуАЗ оказался единственным полноприводным автомобилем повышенной проходимости , который могли приобрести жители СССР.

Фото №13 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Как и у ЗАЗ-966 , у ЛуАЗов не было прямых иностранных аналогов . По классу эти автомобили являются родственниками маленького джипа Suzuki Jimny , который использовался в качестве военной машины армиями десятка стран.

Фото №14 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Что же касается ЗАЗ-966 , то после рестайлинга 1972 года автомобиль получил новый индекс ЗАЗ-968 . Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь , предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля . На этой модели «Запорожца» стали устанавливать ремни безопасности .

Фото №15 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Один из ЗАЗ-968 в 1970-е годы принадлежал семье Владимира Путина. Несколько лет назад это авто было восстановлено и передано российскому президенту .

Фото №16 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Следующий апгрейд «Запорожца» датируется 1979 годом . Машина, получившая не очень лестное прозвище «мыльницы» , потеряла «уши» . По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры .

Фото №17 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

Судя по всему, идея с заменой «ушей» «жабрами» не сработала. Владельцы новых ЗАЗ-968М дружно принялись украшать зад своих автомобилей самодельными воздухоуловителями . Чаще всего к «жабрам» на капот привинчивались большие, сделанные из жести коробки . После их установки автомобиль приобретал законченный колхозный вид .

Фото №18 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

На фоне потери «ушей» все другие новшества в конструкции ЗАЗ-968М казались пустяками . Между тем автомобиль получил новые передние фары, увеличенный багажник и стоп-сигналы , похожие на те, что устанавливались на некоторые модели «жигулей» . На часть «запорожцев» ставили 50-сильные двигатели , позволявшие разгонять автомобиль до 130 км/ч и работающие на более дорогом бензине АИ-93 .

Фото №19 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

ЗАЗ-968М продержался на конвейере рекордные для «запорожцев» 15 лет и был снят с производства только в 1994 году. Машину продолжали делать во многом из-за социального фактора — ее модификации с ручным управлением выдавали инвалидам еще несколько лет после распада СССР.

Фото №20 - Краткий курс истории «Запорожца» в картинках

На ЗАЗ-968М история бренда «Запорожец» закончилась . Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по другому. В 1987 году начался выпуск ЗАЗ-1102 , получившего политизированное по сегодняшним меркам название «Таврия» . Это были переднеприводные трехдверные хетчбэки примерно одного класса с итальянским FIAT 127 и немецким Volkswagen Polo первого поколения.

Фото: Sergey Rodovnichenko (СС BY-SA) (х2), uploaded under GFDL (СС BY-SA), Stephen Foskett (СС BY-SA), Stephen Foskett (СС BY-SA), Luaz (СС BY-SA), Ralf Smallkaa (СС BY-SA), Tennen-Gas (СС BY-SA), Kirill Borisenko (СС BY-SA), Joseph E082 (СС BY), Sven Storbeck (GNU General Public License), Nickolas Titkov (СС BY-SA), Irina Afonskaya / Shutterstock.com, DDCoral / Shutterstock.com, Bocman1973 / Shutterstock.com, Oleksandr Berezko / Shutterstock.com, Dikiiy / Shutterstock.com, severjn / Shutterstock.com