Главный зимний волшебник имеет множество обликов и имен. Кто-то ждет подарков и чудес от Деда Мороза, кто-то от Санта-Клауса, а кто-то — от Зюзи. Мы собрали 30 имен соперников Деда Мороза.
Встать в строй!
Предок Деда Мороза из восточнославянской мифологии олицетворял мороз. Функциями праздничного деда, дарящего подарки, обрядового Мороза наделили в начале XX века.
Запрещенный после революции дед вновь появляется в стране в 1930-х годах. Его образ тиражируется на всей территории союзных республик и дружественных государств. Многие из них переодевают персонажа в национальные костюмы и переводят его имя на свои языки, но по сути новогодний старик остается на этих территориях тем же Дедом Морозом.
Дед Мороз и его коллеги
![Целый легион добрых волшебников: 30 имен и «коллег» Деда Мороза в разных странах](https://n1s1.hsmedia.ru/90/47/39/9047397003b274471bd06905a2d847d3/587x434_0xac120003_5002976841641322724.jpeg)
1. Корбобо, Узбекистан
2. Тол Бабай, Удмуртия
3. Аяз Ата, Казахстан
4. Каханд Пап, Армения
5. Товлис Бабуа, Грузия
6. Мош Крэчун, Молдавия
7. Дед Мороз, Россия
Занять позицию
В XV–XVI веках св. Николай был главным рождественским персонажем. Однако в XVI–XVII веках Реформация запретила почитание святых. Св. Николай сохранил свой авторитет в некоторых странах. В это время в Европе появились и другие герои, так называемые отцы Рождества.
В XVII веке вместе с переселенцами из Голландии св. Николай (или, как его называют, Синтерклас) попал в Америку. Постепенно он сменил епископскую митру на шапку и превратился в Санту. В XX столетии его образ повлиял на внешность европейских коллег.
От св. Николая к Санта-Клаусу
![Целый легион добрых волшебников: 30 имен и «коллег» Деда Мороза в разных странах](https://n1s1.hsmedia.ru/74/16/29/74162996d72ce7c5cf2bc16768f77bd2/352x203_1_1978d0d7fba73a716356f3f1ef46923e@400x231_0xac120003_7161682991615817466.jpg)
![Целый легион добрых волшебников: 30 имен и «коллег» Деда Мороза в разных странах](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/9e/38/b89e38e806d0e2e1d3f4bd5a44ada5a7/352x203_1_88abbd64ab6266a2f74ae18db949aa60@400x231_0xac120003_19827703511641322804.jpeg)
8. Святой Николай Мирликийский
9. Вайнахтсман, Германия
10. Пер Ноэль, Франция
11. Фазер Кристмас, Великобритания
12. Синтерклас, Бельгия, Люксембург, Нидерланды
13. Санта-Клаус, США
14. Санта-Клаус
Перейти в наступление
Санта-Клаус может считаться одним из символов глобализации. Во многих странах сказочные новогодние и рождественские персонажи сохранили по большому счету только свои традиционные имена, а вот внешность их американизировалась и все больше напоминает облик Санта-Клауса.
Традиционные национальные персонажи
![Целый легион добрых волшебников: 30 имен и «коллег» Деда Мороза в разных странах](https://n1s1.hsmedia.ru/45/fa/ba/45faba5ee06c560d43e144b2296e28cc/596x383_0xac120003_18910033071641322950.jpeg)
15. Агиос Василис, Греция
16. Паккайне, Карелия
17. Шэн Дань Лаожэнь, Китай
18. Эхээ Дьыл, Якутия
19. Оленцеро, баскские регионы Франции и Испании
20. Юльтомтен, Швеция
21. Дади на Ноллаг, Ирландия
22. Зюзя, Белоруссия
23. Бифана, Италия
24. Ежишек, Чехия, и Ежишко, Словакия
25. Саган Убугун, Бурятия
26. Гаспар, Бальтасар и Мельчор, Мексика, Аргентина
27. Йоуласвейдн, Исландия
28. Йыулувана, Эстония
29. Ямал Ири, Ямало-Ненецкий округ
30. Увлин Увгун, Монголия
31. Йоулупукки, Финляндия
32. Сёгацу, Япония
Держать оборону
Унификация рождественских дедов встречает во многих странах сопротивление. Одни стараются сохранить подлинного св. Николая, а не светского американского толстяка-весельчака. Другие выводят на главные роли своих особых героев.
Например, в Нидерландах традиционный персонаж Керстман разносит подарки накануне Рождества, а Синтеркласа чествуют 6 декабря. В Австрии вместо Санты миссию дарителя исполняет Кристкинд (изначально это образ младенца Христа, но сейчас в его роли выступает не мальчик, как можно было бы подумать, а белокурая девочка).
В Мексике дети ждут прихода трех Королей (их прототип — волхвы). Стремясь сохранить национальную культуру, используют и героев, далеких от религиозных традиций, например гномов.
Иллюстрация: Анна Суворова, Олег Тищенков
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2013, частично обновлен в декабре 2022