С большим запасом недвижимости: как живет хоботковая собачка Петерса

Собачка Петерса строит в своих владениях около 10 гнезд, чтобы каждый раз ночевать в разных местах

Меньше всего это странное рыже-черное существо похоже на собаку. Острый нюх, пожалуй, единственное, что роднит его с четвероногим другом человека.

Arterra Picture Library / Alamy via Legion Media

Класс — млекопитающие
Отряд — насекомоядные
Семейство — прыгунчиковые
Род — хоботковые собачки
Длина тела — 27 см
Длина хвоста — 25 см
Вес — 450–590 г
Ареал — Восточная Африка (Кения и Танзания)

Благодаря обонянию зверь отслеживает, не нарушил ли кто из соперников границы его владений и нет ли поблизости самки. А вот имя Петерса собачка носит по праву — в честь впервые описавшего ее в 1843 году немецкого зоолога Вильгельма Петерса.

У хоботковой собачки (лат. Rhynchocyon petersi) весьма запутанное генеалогическое древо. Среди близких родственников — маленькие грызуны из семейства прыгунчиковых, среди дальних — такие гиганты, как слоны и морские сирены. Родственные связи с первыми подтверждают длинные задние ноги, которые помогают зверькам спасаться от хищников, а со вторыми — наличие хобота. Только если слоны используют его в качестве руки, то у собачки он выполняет функцию органа осязания. С помощью хоботка зверек отыскивает еду — спрятавшихся в толще опавших листьев муравьев, жуков, пауков и прочих беспозвоночных.

Hanjo Hellmann / Alamy via Legion Media

Это животное — представитель малочисленной группы моногамных млекопитающих. Всю жизнь зверек спаривается с одной и той же самкой. Пара сообща охраняет территорию от посягательств чужаков. При этом самец прогоняет за границу владений самцов, а самка берет на себя борьбу с другими самками. Этим «брачные обязательства» и ограничиваются. Остальное время пара проводит порознь. Каждый сам добывает себе еду и строит гнездо. Выхаживает одного-двух детенышей самка тоже в одиночку.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2013