Ученые нашли новый вид леопардов на Борнео

15 марта 2007 года, 15:07

Идентифицирован новый вид леопардов на Суматре и Борнео. Как сообщает BBC News, открытие было сделано учеными-генетиками из Национального института рака в США (US National Cancer Institute) и группой представителей Всемирного фонда дикой природы (WWF). До сих пор дымчатые леопарды классифицировались как принадлежащие виду, найденному в материковой части юго-восточной Азии. Теперь же ученые считают, что эти два вида разошлись более миллиона лет назад, и с тех пор эволюционировали раздельно.

Дымчатый леопард (Felis nebulosa) – самый крупный хищник острова Борнео, по размером он похож на небольшого леопарда. Вес его около 20 кг, а длина тела - 1,6-1,9 м, причем почти половину занимает хвост. То, что виды разделились, было установлено учеными Национального института рака в США при помощи ДНК-теста, который показал около 40 различий между ними. Еще одно подтверждение было получено при исследовании особенностей меха животных. Леопарды с Борнео и Суматры имеют маленькие «облака» с множеством четких точек в них, серый или темный мех, и двойные полоски вдоль спин. Их материковые собратья имеют на шкурах темные пятна с меньшими, часто слабо различимыми точками, их мех светлее и цвет его более рыжевато-бурый. По данным WWF, всего на острове обитает от 5 до 11 тысяч леопардов, и, кроме того, от 3 до 7 тысяч животных насчитывается на Суматре.

Леопард (Panthera pardus) – один из самых крупных представителей семейства кошачьих в мире. Обладает вытянутым, гибким, стройным и вместе с тем сильным телом, округлой головой, длинным хвостом, стройными, очень сильными ногами. Тело в длину достигает 91—180 см, хвост — 75—110 см, масса обычно 32—40 кг, но изредка превышает 100 кг. Общий тон окраски животного - желтый с тем или иным оттенком. Ареал леопарда превышает область распространения любого другого представителя семейства кошачьих. Он населяет большую часть Африки (кроме Сахары) и южную половину Азии. На территории России леопард сохранился на очень маленьком участке Дальнего Востока.

По мнению Стюарта Чепмэна (Stuart Chapman), координатора проекта WWF «Сердце Борнео», стартовавшего в июле 2005 года, факт, что облачный леопард является отдельным видом, подтверждает важность программы по охране дикой природы на острове. Проект WWF направлен на то, чтобы сохранить виды, обитающие в вырубающихся тропических лесах в центре острова, который считается одним из самых важных регионов с точки зрения биологического разнообразия в мире. "Сердце Борнео" охватывает регион площадью примерно 200 000 кв. км. За первые 17 месяцев кампании сотрудники экспедиции обнаружили здесь более 50 видов рыб, лягушек и растений, ранее неизвестных науке. В том числе учеными была открыта миниатюрная разновидность рыбки Paedocypris micromegethes, обитающей в торфяных болотах. Ее длина составляет всего 8.8 мм. Всего за последние 12 лет на Борнео обнаружен и классифицирован 361 новый вид живых организмов. На этом острове обитает огромное число уникальных видов животных, в том числе 10 видов приматов, 211 видов других млекопитающих, более 350 разновидностей птиц и 150 рептилий.

В начале текущего года в деле охраны природы на острове к WWF присоединились и три государства, которые делят между собой его территорию. Специальное соглашение о защите «Сердца Борнео» было подписано Индонезией, Малайзией и Брунеем.