Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Рожденная в Исландии «Старшая Эдда» — не просто выдающийся памятник раннесредневековой литературы, интересный лишь историкам и лингвистам

26 апреля 2024

В современном цивилизованном мире найдется не так уж много людей, которым не знакомы имена Óдина, Тора, Локи и других богов скандинавского пантеона. Своей нынешней популярностью они прежде всего обязаны Голливуду, но в основу сюжетов американских блокбастеров легли истории из «Старшей Эдды» — одного из величайших мировых эпосов. О том, как и где создавалась «Эдда» и какое влияние она оказала на всю европейскую культуру, Vokrugsveta.ru рассказал историк, автор первого русскоязычного прозаического переложения «Старшей Эдды» Илья Бояшов.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Эмиль Дёплер. «Дети Локи». Около 1905 года

Источник:

Wikimedia Commons

Источник вдохновения

«Старшая Эдда» делится на два цикла — «Песни о богах» и «Песни о героях», состоящие из десяти и шестнадцати песен соответственно. В произведениях о богах содержится богатейший мифологический материал, а в песнях о героях центральное место занимает сам персонаж, его доброе имя и посмертная слава. Наследие «Старшей Эдды» трудно переоценить.

«Именно из „Старшей Эдды“ во многом выросло то древо европейской культуры, которым сейчас мы гордимся. Проще всего отзвуки „Старшей Эдды“ обнаружить в современном фэнтези — основоположник этого жанра Джон Толкин позаимствовал оттуда очень многое. Но писатели черпали вдохновение из „Старшей Эдды“ и до Толкина — например, Ганс Христиан Андерсен. Все эти карлики, гоблины, эльфы, драконы пришли к нам именно оттуда. Есть и более наглядный пример ее влияния: столь популярная ныне субкультура, построенная на комиксах „Марвел“, во многом основывается именно на „Эдде“», — объясняет Илья Бояшов.

Действительно, одним из самых популярных «марвеловских» супергероев является Тор — бог-громовержец из скандинавско-германской мифологии. В «Старшей Эдде» много рассказывается о Торе и его деяниях, а в XXI веке подростки узнают о нем, его отце Одине, трикстере-антигерое Локи и прочих скандинавских богах, населяющих небесный город Асгард, из комиксов и снятых по ним голливудских фильмов.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Кадр из фильма «Тор: Рагнарёк». В роли Тора — Крис Хемсворт

Источник:

American Pictorial via Legion Media

Есть и куда менее очевидные влияния «Старшей Эдды» на современную культуру. Илья Бояшов предлагает вспомнить, например, творчество Эрнеста Хемингуэя.

«Присущие ему лаконичность, точность и образность — приемы из инструментария „Эдды“. Образы, сюжеты „Старшей Эдды“ вдохновляли и вдохновляют художников, композиторов, киносценаристов», — отмечает писатель.

Творение исландских беглецов

«Старшая Эдда» впитала в себя мифологию Германии и Скандинавии, но сама она «родилась» в Исландии, которая в географическом смысле отделена от германо-скандинавского региона. Почему так получилось?

«В свое время Исландия стала убежищем для многочисленных беглецов из Скандинавии, спасавшихся от тирании тамошних владык. Массовый исход начался после того, как конунг Харальд Прекрасноволосый в конце IX века решил объединить Норвегию железом и кровью. В 872 году в битве при Хаврсфьорде армия Харальда разбила войско свободных ярлов. У потерпевших поражение не осталось перспектив на родине — тут-то норвежцам и пригодилась Исландия, открытая, как считается, их соплеменником по имени Наддод несколькими десятилетиями ранее. Кроме семей, рабов, скота и разнообразного скарба переселенцы захватили и культурный багаж — сказания, мифы, предания», — рассказывает Илья Бояшов.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Йохан Петер Росиг. «Ингольв Арнарсон основывает поселение в Исландии». 1850

Источник:

Wikimedia Commons

До нас дошли даже имена некоторых из исландских первопоселенцев: Асгерд, жена знатного человека Офейга, погибшего вследствие ссоры с конунгом Харальдом; знатные и уважаемые люди Сигват Рыжий, Офейг Хмурый, Финн Богатый, Трази Торольфссон, Кетиль Лосось, Орм Старый, Ауд Мудрая, Стейнольф Гейрмунд, Ботвар Белый; храбрый и знаменитый викинг Онунд Деревянная Нога и другие.

Важно понимать, что сказания, которые они увезли с собой на новую родину, уже не были чисто скандинавскими. Викинги (они же норманны, они же варяги) сначала занимались лишь пиратскими набегами, но скоро приступили к завоевательным походам и начали создавать свои государства на территориях Британии, Франции, Руси, Италии и не только. При этом норманны испытали сильное культурное влияние весьма близких к ним германцев — по этой причине «Старшая Эдда» являет собой сплав скандинавской и германской мифологии. В частности, она содержит легенды о боге Вотане, ставшем скандинавским Одином, о кольце Нибелунгов, о великом герое Зигфриде (у скандинавов — Сигурд) и воительнице Брюнхильде (Брунгильде).

К пантеону, частично позаимствованному у германцев, скандинавы прибавили собственных духов природы — альвов — и получили оригинальную божественную иерархию. Кроме того, в их комбинированной мифологии сложилась красивейшая картина мироустройства.

<p>Илья Бояшов</p>

«Удивительно, что в этот кровавый век войн, пиратских набегов, повсеместных междоусобиц и резни возникает чрезвычайно поэтическое сказание о Мировом Древе — ясене Иггдрасиль, поддерживающем своими ветвями и корнями целый сонм разных миров: богов, альвов, великанов, людей, мертвецов… Там и три волшебных источника, текущих у его корней, и подгрызающий его корни змей Нидхёгг, и сидящий на его вершине титанический орел Хрёсвельг, и бегающая по его стволу белка Рататоск, разносящая слухи»

Приняв христианство, исландцы отнеслись к своему культурному наследию рачительно — благодаря этому мы сейчас можем насладиться строками «Старшей Эдды». В других странах Европы дело обстояло печальнее — мы никогда не узнаем, сколько легенд, мифов и, быть может, других столь же великих эпических сказаний оказались утрачены по людскому нерадению и отсутствию любопытства, а порой и в результате сознательного уничтожения «языческих писаний».

Головоломка для потомков

О древности «Старшей Эдды» свидетельствует тот факт, что ее песни написаны тоническим аллитерационным стихом, в котором вместо рифм в качестве связок используются слова, начинающиеся с одного звука. Такая поэтическая форма долго сохранялось в обособленной от остального мира Исландии, в то время как в континентальной Европе авторы уже перешли к рифмованным стихам. Еще один характерный признак «Эдды» — частое употребление кеннингов, архаичных метафор, состоящих, как минимум, из двух существительных.

Сюжеты некоторых песен «Старшей Эдды» повторяются и ссылаются друг на друга, стихи порой сменяются прозаическими вставками, читателю нередко приходится продираться сквозь чересполосицу загадок, прорицаний, монологов и диалогов.

«Если сравнивать со многими другими эпическими сказаниями Средневековья, такими, как „Песнь о Роланде“ или цикл о короле Артуре и его рыцарях, то „Старшая Эдда“ оказывается куда более сложна для понимания. Она изобилует трудновыговариваемыми названиями местностей, именами и весьма обрывочна. „Старшую Эдду“ можно уподобить головоломке, в которой отсутствует ряд важных деталей. Даже некоторым выдающимся скандинавистам, таким, как Михаил Иванович Стеблин-Каменский, пришлось как бы „додумывать“ некоторое моменты. Например, в случае с „Песнью о Хюндле“ Стеблин-Каменский предположил, что беседа великанши Хюндлы с богиней Фрейей происходит в Асгарде, хотя на самом деле они, быть может, беседовали где-нибудь в пещере. Сейчас нам этого достоверно уже не узнать», — констатирует Илья Бояшов.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Фрейя будит Хюндлу

Источник:

W.G. Collingwood, Public domain, via Wikimedia Commons

Судя по всему, до нас дошли далеко не все произведения «Старшей Эдды» — кое-что затерялось во тьме веков. Отдельные песни кажутся версиями одного и того же произведения. Запутанности «Эдды» поспособствовало то, что исследователи позднейших времен, заново открывшие ее, меняли изначальный порядок сказаний.

«В таких перестановках имелся некоторый смысл, ибо иногда рука так и тянется изменить канонический текст… Например, в „Песнях о Героях“, образующих вторую часть цикла, конец оказывается в начале, а начало — в конце. Чтение всего цикла — это постоянное напряжение мысли, постоянное обращение к комментариям профессиональных скандинавистов. Впрочем, и профессионалы порою не могут разгадать некоторые из этих хитросплетений», — сетует Бояшов.

Из «Прорицания Вёльвы»*

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Мортен Эскель Винге. «Тор сражается с великанами». 1872

Источник:

Album via Legion Media

Что касается богов — асов и ванов, — то появились асы и ваны еще в незапамятные времена. Многие из них произошли от союзов Одина с богинями и великаншами, а некоторые ведут свой род от ётунов. Один, сын Бора и Бестлы, всех их знатнее и старше и по праву носит имя Всеотца. Как ни могущественны другие боги, все они перед ним словно дети перед отцом.

Один известен и под многими другими именами: Отец Всех Павших, Бог Всех Повешенных, Бог Богов, Бог Ноши, Создатель Рун, Седобородый, Хитрый, Уверенный, Мудрый, Коварный, Многоликий, Воинственный. Он взял себе в жены богиню Фригг, о которой речь еще впереди.

Первым сыном Высокого от союза его с великаншей по имени Земля стал самый могучий ас, в бесстрашии способный соревноваться с отцом, а по силе своей превосходящий всех других асов. Всеотец назвал его Тором, или Громом.

Имел Тор рыжие волосы — видно, во время зачатия аса на его мать упал солнечный луч. Называли Тора еще Страхом Исполинов — никого так не боялись ётуны и инеистые великаны, как самого страшного своего противника, готового без устали вступать с ними в схватку. И не было им от первенца Одина никакой пощады: постоянно находился он в походах, смело наведываясь в Нифльхейм и Ётунхейм, пересекая вброд реки и перемахивая через самые скалистые горы.

Многих великанов Тор отправил к богине смерти, поражая их мечом и проламывая им головы огромными камнями. Когда Тор хохотал, то смех его был подобен горному обвалу, когда же сердился — от его рыка шатались самые крепкие скалы. В ярости он способен был сотрясти само небо, но впадал в неистовство только при виде чудовищ. Что же касается людей, ас редко сердился на них, снисходительно относился к людским слабостям и старался оберегать женщин и детей.

* Здесь и далее приведены отрывки из песен «Старшей Эдды» в пересказе Ильи Бояшова

Скальды известные и неизвестные

То, что мы все-таки не полностью увязаем в тексте «Старшей Эдды» и более-менее понимаем, что там написано, — заслуга знаменитого Снорри Стурлусона, исландского скальда, прозаика, историка и политика, жившего в XII–XIII вв. Он сделал неплохую карьеру при дворе короля Норвегии Хокона V, но больше всего интересовался родной культурой и историей — разрозненные сведения о них скальд постарался обобщить и упорядочить.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Снорри Стурлусон на гравюре конца XIX века

Источник:

Christian Krohg, Public domain, via Wikimedia Commons

Стурлусон известен как автор «Младшей Эдды», «Круга Земного» и других произведений, в которых содержится обзор мифологии и истории мира викингов. В «Младшей Эдде» приведены и подробно растолкованы многие, хотя и далеко не все, из сказаний «Старшей Эдды». Примечательно, что Стурлусон предлагает приземленную трактовку мифа о скандинавских богах: по его мнению, Один и прочие обитатели Асгарда когда-то были вождями и правителями — столь великими, что потомки их впоследствии обожествили.

А вот имена создателей «Старшей Эдды», как и подобных ей произведений, мы вряд ли когда-нибудь узнаем доподлинно. Некоторые приписывают авторство исландскому священнику и писателю Сэмунду Мудрому Сигфуссону, жившему в XI–XII вв. Такого мнения, в частности, придерживался епископ Бриньоульвюр Свейнссон — исландский любитель старины, в 1643 году обнаруживший рукописный сборник древних песен о богах и героях.

Но если достопочтенный Сэмунд и в самом деле приложил руку к «Старшей Эдде», то явно не один, хотя возможно, что именно Сэмунд свел сказания «Старой Эдды» в единый корпус текстов. Образовавшие ее легенды складывались на протяжении нескольких столетий — примерно в V–XI вв. Вот так и получилось, что на страницах «Старшей Эдды» конунг гуннов Атли (Аттила) соседствует с конунгами Гардарики Вальдаром и Ярицлейвом (древнерусские князья Владимир и Ярослав Мудрый). В реальной жизни их разделяло шестьсот лет, но для эпоса такая временная дистанция не значит абсолютно ничего.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Манускрипт Codex Regius с текстами песен «Эдды», найденный Бриньоульвюром Свейнссоном, датируется концом XIII века

Источник:

Wikimedia Commons

Цикл совершенно явно принадлежит разным сказителям, ибо составляющие его поэмы несут влияние разных поэтических школ. Тот же Снорри Стурлусон упоминает в своих произведениях более пятидесяти скальдов, о которых мы сейчас вообще ничего не знаем.

Портреты богов и героев

В «Песнях о богах» (скандинавских богов еще называют асами — по названию их обители Асгарда), первой части «Эдды», наиболее активны Один, Тор и Локи. Один — верховный из асов, бог войны, мудрости, пророчеств, заклинаний и покровитель поэзии. Вооруженный каменным молотом Мьёллниром простодушный Тор — бог грозы, покровитель земледелия, защитник людей. Антигерой-трикстер Локи — сначала выступает в роли комического персонажа, а потом становится злодеем. Именно Локи — отец владычицы царства мертвых Хель и чудовищного волка Фенрира, который в Рагнарёк, день гибели мира, последующего за глобальной битвой богов и хтонических чудовищ, проглотит солнце.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров
Источник:

CPA Media via Legion Media

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров
Источник:

CPA Media via Legion Media

Один и Тор на иллюстрациях XVIII века

«Благодаря Снорри Стурлусону мы знаем, кто такие Один и Локи, кто такая Вёльва, что за прорицание она сделала, что означает битва Рагнарёк и многое другое», — констатирует Илья Бояшов.

Но все же скальд объяснил, увы, давно не все. Дело в том, что те места в «Старшей Эдде», которые кажутся нам темными и неясными, для древних скандинавов были абсолютно понятны: каждое, даже вскользь упомянутое имя, название и событие значило для них очень многое. Люди того времени знали свои родословные на много веков назад, помнили огромное количество событий из истории и мифологии.

По словам Бояшова, при работе над прозаическим переложением «Старшей Эдды» ему иногда приходилось заниматься реконструкцией.

«Нужно было как-то закрыть „белые пятна“. В этом плане мне облегчало работу то, что я не являюсь профессиональным скандинавистом. Я всего лишь литератор — то есть, человек поверхностный. Подобно Элиасу Лённроту, „склеившему“ в своё время „Калевалу“ из обнаруженных им в карельских деревнях кусочков, я выстраивал мостки между разрозненными частями истории, исходя из собственных предположений. Например, у меня вышеупомянутая беседа великанши Хюндлы с богиней Фрейей происходит не в Асгарде, как считал Стеблин-Каменский, а в пещере — мне этот вариант показался более естественным. Я честно сообщил в предисловии о том, что кое-что додумал. Моя задача простая — заинтересовать читателя, а потом он, если захочет, всегда сможет ознакомится с этими текстами и в оригинале», — поясняет писатель.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Петер Николай Арбо. «Дикая охота Одина». 1872

Источник:

Wikimedia Commons

Что касается «Песен о героях», то они, в отличие от асов, чуть более историчны, и мы можем попытаться идентифицировать этих персонажей. Уже упоминалось, что Атли из «Старшей Эдды» — ни кто иной, как великий завоеватель Аттила, «Бич Божий». Византийский историк Марцеллин Комит сообщает, что Аттила якобы был заколот во сне собственной женой. Этот слух нашел отражение в «Старшей Эдде»: сестра бургундского короля Гудрун убивает своего пьяного мужа, короля Атли — так она мстит ему за своих братьев, предательски убитых по приказу повелителя гуннов.

Еще один персонаж Эдды — конунг Гуннар, которого приспешники Атли бросают в яму со змеями. Есть мнение, что его прообразом послужил властитель древнегерманского племени бургундов Гундахар, живший около 385-436 гг. Он погиб в битве на Рейне, в ходе которой войско бургундов было разгромлено гуннами.

Что же касается великого героя Сигурда, убившего страшного дракона Фафнира, то и ему пытаются найти исторический прототип. В частности, называют владыку древнегерманского племени херусков Арминия, разгромившего легионы римского военачальника Публия Квинтилия Вара в битве, разыгравшейся в Тевтобургском Лесу. Хотя, скорее всего, образ Сигурда является собирательным.

Из «Песни о Гудрун»

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Гудрун поджигает дом Атли

Источник:

Wikimedia Commons

Вскоре сын Хёгни Нивлунг отомстил за отца, и Гудрун в этом помогла племяннику. Однажды, когда Атли сильно напился и отошёл ко сну, Гудрун тайно провела Нивлунга в дом и впустила его в спальню. Меч пресек жизнь злобного конунга, но Атли умер не сразу. Разбуженный смертельным клинком, он спросил:

— Кто причинил смерть потомку Будли? Это скверное дело, и мне с ней не справиться.

Гудрун наклонилась над ним и открылась:

— Не скрою правды — я виновата в том, что ты умираешь. Сын Хёгни нанес тебе смертельный удар.

Атли сказал:

— Я дал тебе тридцать рабов, семь рабынь, много серебра, и был обилен твой доход от большого стада. Нас окружали знатные воины, и мы с тобой могли бы множить богатства. Но тебе этого показалось мало.

— Плохо мне жилось с тобой, — ответила Гудрун. — Несмотря на все наши богатства и все почести.

— Об одном теперь прошу, — прохрипел Атли, — поступи со мной как подобает — все приготовь и вели обрядить в последний путь мое тело с честью.

Гудрун согласилась:

— Приготовят тебе и корабль, и украшенный гроб, и вощеный саван. Для твоего мертвого тела я сделаю все — как если бы мы в мире и согласии прожили наши годы.

Атли испустил дух, и его родичи скорбели об этом. Гудрун же сделала все, что обещала, и с почестями снарядила мужа в Хель. Ночью, когда все спали, она подожгла дом Атли. В доме спали его воины, а также трэллы и служанки: все они сгорели вместе с двором и пристройками.

Контекст географический и культурный

И Атли, и Гудрун, и Гуннар, и Сигурд являются героями и другого великого средневекового эпоса, германской «Песни о Нибелунгах». Только там они, естественно, зовутся на германский лад: Этцель, Кримхильда, Гунтер, Зигфрид. Это является наглядным доказательством связи скандинавской и древнегерманской культур.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

«Зигфрид и дракон». Иллюстрация к «Песни о Нибелунгах»

Источник:

H. Tschanz-Hofmann via Legion Media

Но для русскоязычного читателя интереснее тот факт, это что в ареал «Старшей Эдды» входила и древняя Русь, которую скандинавы называли Гардарики («Страна городов»).

«Скандинавия и Русь в ту пору имели чрезвычайно много общего. Прежде всего, и те, и другие были кровавыми и беспощадными язычниками! У них был Один, у нас — Перун, требовавшие человеческих жертв. Язычникам-скандинавам было куда легче найти общий язык со славянами, нежели с христианским населением Западной Европы. Конечно, на Руси викинги тоже „шалили“: они плавали по знаменитому речному пути из варяг в греки не только с торговыми, но и с разбойничьими миссиями. Но они же воспринимали Русь и в качестве убежища. Ибо очень многие викинги бежали сюда после междоусобиц. Они селились на Руси, пускали корни и поразительно быстро перенимали здешние обычаи. Через два-три поколения потомков пришлых варягов уже было практически не отличить от коренных жителей. В свою очередь и русские князья порой бежали в Скандинавию, а потом возвращались оттуда с подмогой — так поступил Владимир, так намеревался поступить и его сын Ярослав», — отмечает Илья Бояшов.

На территории России, особенно в Ленинградской и Новгородской областях, можно найти следы пребывания варягов, свидетельствующие, сколь важную роль играли они в этих землях. В первую очередь, на ум приходит Старая Ладога — населенный пункт, расположенный в низовьях реки Волхов, недалеко от места ее впадения в Ладожское озеро. Он считается одним из самых древних поселений на северо-западе России, если не самым древним. Возможно, когда-то здесь держал свою резиденцию сам Рюрик — основатель правившей на Руси свыше семисот лет династии.

Фундамент европейской культуры: как создавалась «Старшая Эдда» и почему мифы о скандинавских богах до сих пор вдохновляют писателей и режиссеров

Фестиваль «Старая Ладога — первая столица Руси», 2016 год

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Нет особых оснований сомневаться в том, что Рюрик был скандинавом. Однако, как показали археологические раскопки, и задолго до появления Рюрика Старая Ладога была крупным торговым пунктом, местом взаимодействия людей самых разных этносов и культур. Находки ученых подтверждают, что выходцы со Скандинавского полуострова в течение нескольких веков были равноправными обитателями Старой Ладоги и даже всего Приволховья. Под названием Альдейгьюборг Ладога упоминается и в древнескандинавских сагах — некоторые из которых дошли до нас благодаря все тому же Снорри Стурлусону.

Если же включить «Старшую Эдду» в контекст общекультурный, то напрашивается сравнение с другими крупными эпосами. Их можно расставить в хронологическом порядке. Так, карело-финская «Калевала», воссозданная и отчасти реконструированная Элиасом Лённротом, отображает самый архаичный этап развития человеческой цивилизации — время, когда родоплеменные отношения еще только начали складываться, а ни о какой государственности не было и речи. В то же время «Старшая Эдда» показывает общество в состоянии перехода от родоплеменного строя к зачаткам государства. Наконец, цикл русских былин о богатырях — это эпоха раннего феодализма, когда уже есть государство, не успевшее вступить в период раздробленности.

Эту цепочку можно продолжить и дальше, ведь произведения человеческого ума и вдохновения не существуют в пустоте, но вместе образуют великое культурное древо, охватывающее все страны и эпохи… А «Старшая Эдда» находится почти у самых его корней.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения