Нильская тиляпия побеждает малярию

09 августа 2007 года, 14:41

Распространенная в Африке рыба нильская тиляпия может стать мощным оружием в борьбе с распространением малярии,  обнаружили кенийские ученые из Международного центра физиологии насекомых и экологии (International Centre of Insect Physiology and Ecology), опубликовавшие доклад в журнале BMC Public Health,  его цитирует ВВС.

Нильская тиляпия  африканский эндемик, распространенный в пресных водоемах. Она является одной из основных рыб в рационе местного населения и может вырастать до 60 см в длину. Однако кенийские ученые обнаружили, что у нее есть более ценное свойство: она питается личинками малярийных комаров.

Исследователи запустили тиляпию в один из прудов и обнаружили, что через 41 неделю после зарыбления количество личинок малярийного комара в пруду сократилось на 94% по сравнению с аналогичным прудом, где рыбы не было.
Авторы доклада подчеркивают, что тиляпия  экологичный и эффективный метод борьбы с личинками малярийных комаров, особенно с учетом того, что они все чаще вырабатывают устойчивость к пестицидам,  подчеркивает Француа Омлин (Francois Omlin), исследователь Международного центра физиологии насекомых и экологии в Найроби, Кения.

Напомним, что малярия  это острое паразитарное заболевание, характеризующееся периодически возникающими приступами, увеличением печени и селезенки, анемией. Возбудителями малярии являются плазмодии, относящиеся к типу простейших. Плазмодиум вивакс и плазмодиум овале вызывают трехдневную малярию, плазмодиум маляриэ  четырехдневную, плазмодиум фальципарум  тропическую малярию. Переносчиком служит самка комара рода Анофелес.

К сожалению, тиляпия хорошо справляется с уничтожением личинок лишь в достаточно больших водоемах. Но малярийные комары способны размножаться и в небольших прудах и лужах, где разводить рыбу физически невозможно,  сетует Джоанн Гринфилд (Joanne Greenfield) из Всемирной организации здравоохранения (WHO, World Health Organisation).

По данным WHO, каждый год малярией заболеванию около 300 млн. человек во всем мире  в Африке, Азии и Америке. Несколько миллионов из них умирают, в основном те, кому вовремя не оказана медицинская помощь. Около 90% случаев заболеваний малярией фиксируется в Экваториальной Африке, где дети умирают от малярии каждые 30 секунд.