Зачем пауку паутина?

26 ноября 2013
Зачем пауку паутина?

Пауков около 21 тысячи видов. В одном Подмосковье их триста пятьдесят. Пауков так много, что в среднем на гектар леса их приходится больше миллиона. А если учесть, что каждый из них за жизнь поедает сотни насекомых, то становится понятным, какие они враги вредных насекомых.

Сколько раз в жизни каждый из нас сталкивался с паутиной, вычищая ее из углов комнаты, стирая, липкую, в густом лесу с лица, обнаруживая и в ящике стола, и над рекой, и даже в воде. Паутина удивительно прочна — только недавно люди научились делать нити, прочностью превышающие паутину.

Самые «знаменитые» в паучьем мире конструкторы сетей — известные всем крестовики. Впрочем, мадагаскарские пауки — нефилы, пожалуй, более искусные мастера. Они плетут такие прочные сети, что из них даже иногда получают ткани, не уступающие по прочности и красоте шелку. Более ста лет назад французский натуралист д'Орбиньи поражал своих соотечественников панталонами, сшитыми из паутины.

Нефила пробовали даже одомашнить. Да вот трудность — разве накормишь тысячу прожорливых пауков? Уж очень дорогая получится пряжа. И где им найти место для многометровых паутин?

Целыми днями сторожит хищник свою сеть. Стоит заколебаться паутине — и паук кидается к добыче.

Жадность пауков очень мешает их семейной жизни. Самцы пауков значительно меньше самок. И стоит самцу поспешить в гости к подруге, она, не особенно рассматривая, кто там колышет сеть, бросается на него и съедает, как обыкновенную муху. Поэтому самцы, чтобы спасти жизнь, выработали множество способов предупредить самку о своем приближении. Чаще всего самец осторожно подбирается к краю паутины и начинает ритмично подергивать ее передними ногами. И только когда самка ответит ему такими же покачиваниями, он спокойно приближается. Ужинать им, возможно, не будут.

Сеть — это простейшая из паучьих ловушек. Есть и более хитрые. Например, у пауков-землекопов самцы бродят по земле, а самки выкапывают глубокие норы и оплетают их паутиной. Больше того, они делают и паутинную крышу над норой. Крыша высовывается на поверхность, как будто конец пальца.

Долго ученые не могли понять, как же охотится землекоп, если он так надежно замуровывает сам себя. И, наконец, это удалось подсмотреть. Оказывается, стоит ничего не подозревающему насекомому наткнуться на куполок паучьего домика, как сквозь тонкую «крышу» изнутри моментально протягиваются две длинные ноги. Они обхватывают жертву и прижимают ее к паутине. Остальными ногами паук прорежет отверстие в крыше и втянет насекомое внутрь.

Устилают норы паутиной не только землекопы, но и хищники более крупные — птицееды или пауки-зебры. Правда, им паутина нужна лишь для уюта.

На охоте птицееды надеются на силу своих челюстей и яд. Питаются они птицами, лягушками, ящерицами.

Среди этих бродячих охотников есть свои «оригиналы». Например, плюющий паук.
Вот он тихо подкрадывается к большой добыче, которая явно сильнее его. Вроде бы пауку с ней и не справиться. Хищник замер в нескольких сантиметрах от насекомого. Потом заметно вздрогнул. И насекомое уже не может взлететь — паук накинул на жертву липкую, крепкую сеть.

Много еще есть у пауков хитрых «изобретений» из паутины. Водяные пауки плетут из нее воздушные колокола и живут в пузырьке воздуха.

А для паучьих детей некоторых видов она служит и транспортом.

К осени у пауков выводится молодь. И молодые паучки взбираются на деревья, заборы — в общем повыше. Там ждут ветерка. И как только он подует, начинают выпускать тонкую паутинку. Чем длиннее она, тем сильнее тянет ее ветер. Наконец паучок откусывает конец, прикрепленный к забору или дереву, и взлетает. Он летит иногда многие километры — таких «путешественников» находили и на кораблях, в нескольких днях пути от ближайшей суши.

На новом месте паук тотчас начинает работать: строит паутину — какая принята в традициях его «рода» — и выходит на охоту за насекомыми.

Фото И. Невелева