Кошка, которой негде гулять

Дальневосточные леопарды давно признаны исчезающим видом. Но только в последние годы в России стали предприниматься шаги по спасению и умножению популяции

1 января 2013

В 1999 году в сборнике статей российского териологического общества вышла работа «Численность и распространение леопардов на российском Дальнем Востоке», авторы которой утверждали, что средний размер выводка у дальневосточных леопардов за 20 лет уменьшился почти в два раза из-за генетического истощения вследствие сокращения ареала.

Rod Williams/NATURE PL/ALL OVER PRESS

В национальном парке «Земля леопарда» с этими результатами не согласны: данных, указывающих на то, что звери страдают от каких-либо последствий генетического истощения, нет.

Дальневосточный или амурский леопард
Panthera pardus amurensis

Класс — млекопитающие
Отряд — хищные
Семейство — кошачьи
Род — пантеры
Вид — леопард
Подвид — дальневосточный леопард
Средний вес 30–50 кг, иногда достигает 70–90 кг у самцов.

Тело 110–170 см с пушистым хвостом, который может составлять ¾ длины туловища. Самка приносит по 2–4 детеныша. Распространен в таежных лесах Дальнего Востока, на территории России и Китая. Дальневосточный леопард находится на грани вымирания, занесен в российскую и международную Красные книги.

Подсчет леопардов

У леопарда как вида очень широкий ареал — он живет почти по всей Африке, как к югу, так и к северу от Сахары, а также на Аравийском полуострове и почти по всей Южной Азии. В России он встречается на Кавказе и Дальнем Востоке. В настоящее время генетический анализ позволяет выделить девять подвидов леопарда (африканский, индокитайский, яванский, индийский, цейлонский, северокитайский, дальневосточный, персидский и южноаравийский), хотя ученые до сих пор расходятся во мнениях о точном их количестве.

«Ехали ночью на уазике. Через дорогу мелькнуло что-то с непомерно огромным и нереально пушистым хвостом. Я автоматически крутанул баранку, пытаясь удержать в свете фар неопознанное, — и вот уже автомобиль безнадежно лежит на боку в придорожной канаве, — описывает свою первую встречу с амурским леопардом фотограф Василий Солкин. — Уазик таки выковыряли из снежного плена и доехали до базы. А утром мы с егерем вернулись на место ДТП. И выяснили, что зверь, либо молодой самец, либо взрослая самка, перебежав дорогу, залег в траве в двадцати метрах от уазика, бесстрашно наблюдал за нашими песнями и плясками».

LYNN M. STONE/NATURE PL/ALL OVER PRESS

Дальневосточный леопард — самый северный подвид семейства. Он отличается светлым пушистым мехом с крупными черными пятнами и розетками и особенно длинными лапами, которые помогают ему передвигаться по снегу. Первые сведения о них в Европу в XIII веке принес из своего путешествия Марко Поло. Он увидел животных в Пекине при дворе монгольского хана Хубилая.

В середине XIX века в своем пособии по охоте на оленей немецкий ученый Герман Шлегель по особенностям шкуры и черепа выделил дальневосточного леопарда в отдельный подвид. Его догадку подтвердили недавние генетические исследования.

Действительно, популяция на Дальнем Востоке сильно отличается от африканских леопардов, считающихся коренными представителями вида. На сегодняшний день дальневосточный подвид сохранился в России только на самом юго-западе Приморья на узкой полосе шириной 50–60 км (участок площадью 370–400 тыс. га).

Еще совсем недавно, в середине XX века, леопарды обитали в Приморье в трех местах — в Южном Сихотэ-Алине, в Западном и Юго-Западном Приморье (в основном в Хасанском районе). Сколько их тогда было, никто не знает. До начала 1960-х леопарды вообще не интересовали никого, кроме охотников. Более того, их целенаправленно истребляли как опасных хищников и вредителей охотохозяйств.

Только в 1956 году охота на них была запрещена. Вскоре начались первые полевые исследования, а в начале 1970-х леопардов впервые посчитали. Результат оказался пугающим: 25–30 особей. Считается, что популяция такого размера обречена на вымирание из-за близкородственного скрещивания. Однако с тех пор количество леопардов в России значительно не менялось, хотя их ареал сильно сократился.

Уже пять лет на Дальнем Востоке работает постоянная экспедиция РАН, которая введена в состав Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ РАН). Она изучает здесь амурского тигра и в течение последних двух лет дальневосточного леопарда. Одна из основных задач состоит в том, чтобы как можно более точно посчитать количество особей, выяснить пространственную структуру популяции и социальные взаимоотношения зверей.

«С 2010 года мы работаем на небольшом кусочке Юго-Западного Приморья, — рассказывает заместитель директора Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Вячеслав Рожнов, — это примерно треть современной области обитания дальневосточного леопарда. Мы поставили сеть фотоловушек, с помощью которых идентифицировали двадцать четыре леопарда. Это означает, что всего их в Приморье, вероятно, раза в три больше. На пять зверей были надеты спутниковые ошейники, которые позволяют отслеживать перемещения животных. Сейчас мы получаем информацию только с двух ошейников: два вскоре после установки вышли из строя, один зверь, к сожалению, был убит. Тигром ли, браконьером, точно так и не удалось установить».

ВАСИЛИЙ СОЛКИН

Дальневосточные леопарды, хотя и отрастили себе длинные лапы, все же не любят глубокий снег, и именно это не дает им расселяться дальше на север. Обитание в суровом климате накладывает отпечаток на поведение зверей и определяет многие особенности их жизни. Чтобы меньше ходить по снегу, зимой леопарды стараются передвигаться по дорогам, лыжням, тропам других животных.

Леопард — одиночное и строго территориальное животное, не терпит присутствия особей того же пола на своем участке. Участки самцов включают территории обитания нескольких самок, которые они посещают в период размножения. Пользуясь постоянными тропами, звери регулярно обходят свою территорию, оставляя на границах запаховые метки, а также помечая деревья когтями.

Как правило, именно так — заочно — делится территория; прямые конфликты случаются редко и обычно ограничиваются поведенческими демонстрациями: «Известен один случай „контактного“ столкновения самца-хозяина участка и молодого леопарда, попытавшегося активно метить чужую территорию, — рассказывает Василий Солкин. — Хозяин сознательно и целенаправленно вычислил по следам местонахождение претендента на участок, погнался за молодым, загнал его на дерево, залез за ним и устроил наглецу показательную взбучку. Был случай, когда два самца, встретившись на границах своих участков, долго и с переменным успехом пытались отогнать один другого от условной границы. На их следах была кровь, но совсем немного. Случаев смертельной схватки леопардов ни я, ни мои коллеги не обнаруживали».

Кошка, которой негде гулять
архив журнала «Вокруг света»

Школа диких леопардов

В Уссурийском заповеднике участники госпрограммы по сохранению популяции леопардов готовятся начать работы по их реинтродукции. Построен специальный питомник, в котором будут размножаться звери из зоопарков. Но у специалистов нет уверенности о своевременности проекта.

Многие считают, что разумнее сосредоточиться на заботе о существующей популяции. К тому же успех не гарантирован: в Африке лишь треть попыток переселить крупных хищников на новые места обитания успешна.

С ближайшим родственником — амурским тигром — леопард предпочитает не связываться. Хотя они соседствуют почти на всем ареале, но отношения у этих двух хищников весьма непростые. Тигр крупнее леопарда, поэтому и охотится, как правило, на более крупных животных, однако, когда еды мало, выбирать не приходится и конкуренция обостряется.

Особенно остро тигр и леопард конкурируют за территорию и пищу на северной границе ареала, где и то и другое — остродефицитные ресурсы, и леопарды в этой схватке проигрывают. Известны случаи нападений тигров на леопардов, а исчезновение леопардов из Южного Сихотэ-Алиня совпало с увеличением там численности тигра.

Кошка, которой негде гулять
архив журнала «Вокруг света»

Популяция в неволе

Дальневосточные леопарды содержатся в неволе с 1961 года. Большая часть животных в зоопарках гибридные, поскольку несколько раз с тех пор скрещивались с леопардами из Северо-Восточного Китая, которые принадлежат к другому подвиду.

Но большинство ученых сходятся во мнении, что зоопарковых животных вполне можно рассматривать как потенциальный источник генетического разнообразия для истощенной дикой популяции.

В любом случае совсем недавно, вероятно, несколько сотен лет назад, ареалы этих двух подвидов в сильной степени перекрывались и наверняка имели место случайные скрещивания — так же, как это происходило в зоопарках.

Леопарды охотятся поодиночке в сумерках или в темноте, их основная добыча копытные: кабарга, пятнистый олень, косуля, небольшой кабан. Хищники нападают из засады, прячась за деревьями и камнями, или беззвучно подкрадываются к жертве, стараясь не наступать на сухие ветки и палую листву. Затем, подойдя на 10–15 метров к добыче, леопард совершает стремительный бросок, заваливает добычу и перегрызает ей горло. Дистанция удачного броска, по наблюдениям ученых, не превышает 20 метров.

Добычу дальше 100 метров зверь не преследует, бросает. В случае удачной охоты зверь проводит возле жертвы несколько дней, пока не наестся досыта, а потом снова начинает обход территории. Для хорошего самочувствия взрослому леопарду нужно добывать косулю или оленя раз в две недели, однако иногда приходится голодать гораздо дольше.

Привычка леопарда следовать во время охоты по тропам жертв подвергает их дополнительной опасности из-за того, что на этих тропах часто стоят капканы браконьеров. Спасаясь от голода, леопарды нередко проникают на оленьи фермы, где много легкодоступной еды. Характерные для Приморья хозяйства (их тут называют оленепарками), где за забором содержатся сотни пятнистых оленей, являются источником постоянных конфликтов между животными и человеком.

Хозяева и работники ферм воспринимают леопарда, таскающего у них оленей, как личного врага, преследуют и убивают этих редких животных, иногда целыми семьями. К сожалению, конфликтами с оленеводами сложности во взаимоотношениях леопарда и человека не заканчиваются.

Во-первых, несмотря на суровые меры наказания (в России за убийство дальневосточного леопарда человеку грозит до двух лет тюрьмы и штраф 500 000 рублей), его отстреливают браконьеры: леопарду не повезло иметь слишком красивую шкуру и кости, которые высоко ценятся в восточной медицине. Во-вторых, он просто считается очень опасным зверем. Но чаще всего леопарды погибают, попадая в петли и капканы, расставленные для других зверей.

Несмотря на дурную славу и грозный вид, дальневосточный леопард, в отличие от южных родственников, не нападает на людей. Он относится к человеку с осторожностью, к которой примешивается свойственное этому зверю любопытство. Леопарды, особенно молодые, любят незаметно ходить за человеком. И только следы на снегу рассказывают потом понимающим людям об их невидимом провожатом.

«Когда одной морозной ночью у нас с Геннадием Шаликовым (одним из авторов фильма „Зов тайги: Земля леопарда“) появились первые видеокадры дикого леопарда, снятые из скрадка на мясной приманке, мы ходили с гордой головой и сильно надутыми щеками. Мы были уверены, что нам удалось перехитрить самого харизматичного зверя планеты и замаскироваться так, что он не догадался о нашем присутствии, — вспоминает Василий Солкин. — Сегодня, имея километры отснятых кадров, мы убеждены: когда леопард приходит на приманку перед скрадком, он знает о присутствии оператора. Причем совершенно конкретного. И приходит он сниматься в кино, только если этому конкретному человеку доверяет».

Когда людей в месте обитания зверя становится много и они проявляют слишком большую активность, зверь, как правило, переселяется на другую территорию. Малое число леопардов и ограниченные территории, пригодные для их жизни, приводят к тому, что дети не отселяются достаточно далеко от родителей, образуются пары между отцами и дочерьми, дядьями и племянницами, братьями и сестрами.

Недавние исследования показали, что дальневосточный леопард имеет самое маленькое генетическое разнообразие среди всех подвидов. Такая ситуация может приводить к появлению у зверей разного рода отклонений, которые сказываются на их физическом состоянии, здоровье и способности к размножению. У шести зверей, которых удалось поймать за первые два года полевых работ экспедиции ИПЭЭ, нашли инфекционные заболевания, в том числе у одного леопарда вирус лейкемии кошачьих, очень опасной болезни, которая способна убивать целые популяции.

Скорее всего, леопардов на Дальнем Востоке всегда было мало (а может быть, их вообще нигде не было много). Но еще совсем недавно они встречались в России по всему Приморью. В середине XIX века в книге «Путешествие в Уссурийском крае в 1867–1869 годах» Николай Пржевальский писал: «Барс (так называли леопардов классики российской зоологии в XVIII — начале XX века. — Прим. ред.) водится по всему Уссурийскому краю, но встречается здесь несравненно реже, нежели тигр. Притом он держится в самых глухих местах и даже зимой не приближается к жилищам людей, кроме редких исключений. Вообще барс чаще попадается в Южно-уссурийском крае, нежели на самой Уссури, хотя и там и здесь он все-таки очень редок».

Леопард любит селиться в пересеченной местности среди дубов и кедра в нетронутых хвойно-широколиственных лесах, где прекрасно себя чувствуют и копытные — его основная пища. Таких лесов в Приморье осталось совсем немного. С конца ХIХ века из-за строительства городов, прокладки дорог и массовых вырубок исторический ареал леопарда уменьшился в 40 раз. Лес губят не только вырубки, но и пожары, причиной которых являются люди.

Местные жители жгут траву из ложной уверенности, что это приносит пользу, а вспыхивают леса. Случаются и целенаправленные поджоги — лесоразработчики нередко прибегают к этому методу, когда им не удается получить разрешение на вырубки легальным путем (после пожаров часто остаются мертвые стволы, которые тем не менее еще годятся для работы). Пожары уничтожают пищу диких копытных, обрекая их, а вслед за ними и леопардов, следующее звено пищевой цепочки, на полуголодное существование.

Сегодня популяция леопарда оказалась зажата со всех сторон — между китайской границей (до сих пор неизвестно, пересекают ли ее леопарды), морем, густонаселенными районами вокруг Владивостока и федеральной трассой Владивосток — Хабаровск с железной дорогой. Получается, что ареал леопарда — это изолированный участок площадью около 400 гектаров.

Для охраны лесов, в которых обитает леопард, в апреле 2012 года на заседании попечительского совета Русского географического общества было объявлено о создании нового большого национального парка «Земля леопарда».

До недавнего времени в этом месте было три охраняемых природных территории: заповедник «Кедровая Падь», созданный еще в начале прошлого века, и два заказника разного уровня подчинения — «Барсовый» и «Борисовское плато». Вместе они занимали достаточно большую территорию, однако были разобщены ведомственно, управлялись из разных мест, из-за чего не могли обеспечить сколько-нибудь достаточных мер охраны. Поэтому исследователи, изучающие леопарда, вместе с природоохранными организациями долгое время боролись за создание единого национального парка, покрывающего как можно большую площадь ареала леопарда.

Дальневосточный филиал одной природоохранной организации готовил программу создания этого парка с 2001 года. Больше 10 лет ушло на осуществление этого замысла: создание на месте «лоскутного одеяла» разноведомственных и никем не охраняемых территорий единой, мощной, реально охраняемой и развивающейся структуры. Во многом это становится возможным благодаря Евроазиатскому центру изучения, сохранения и восстановления популяций леопардов, созданному весной 2011 года.

Центр занимается сбором и распределением средств на охрану леопарда. Так, в 2013 году начнется строительство нового административного здания, туристических комплексов, научных объектов. Также будет установлено еще 60 фотоловушек, улучшено техническое оснащение охраны. Новый национальный парк охватывает 60% площади нынешнего ареала леопарда (262 000 гектаров).

В отличие от заповедников, где присутствие человека строго ограниченно, статус национального парка дает больше свободы. В биосферном заповеднике вмешиваться в жизнь экосистемы запрещено совсем. В национальном парке есть территории разного уровня охраны: зоны абсолютной заповедности, туристические зоны, зоны хозяйственной деятельности.

Пока работы на «Земле леопарда» только начинаются, и на это может уйти немало времени. Помимо создания всей инфраструктуры и развития научной деятельности нужно понять, как увеличить численность копытных, защитить лес от проникновения браконьеров, пожаров и незаконных вырубок, придумать, как развивать программы экологического туризма и просвещения.

Порой для спасения леопардов приходится применять «штучные» методы, ведь гибель каждого животного — ощутимый удар по популяции. В ИПЭЭ вспоминают, как одна из самок леопарда поселилась в окрестностях оленепарка, сделав его источником бесперебойного питания. Владелец фермы был настроен весьма решительно. Чтобы уберечь животное от его мести, ученым пришлось проявить изобретательность: «Мы поймали животное, чтобы надеть специальный ошейник для отслеживания ее передвижений, позвали хозяина оленепарка и предложили ему назвать леопардессу именем его дочери — Софья. Теперь он сам ее охраняет».