Эпическое полотно Бородинской панорамы было создано художником Францем Алексеевичем Рубо и его многочисленными помощниками в 1912 году к юбилею Отечественной войны. Грандиозную работу выставили в специальном павильоне на Чистых прудах, но в 1918-м демонтировали. Вспомнили о творении Рубо лишь в 1948-м. Необходимая реставрация заняла два года.

Затем 10 лет холст лежал в Музее им. А.С. Пушкина. В 1962-м, когда готовилось празднование 150-летия Бородина, его достали из запасников. Но через пять лет сильный пожар уничтожил 70% панорамы, и ее вновь пришлось восстанавливать.

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо
Фото
shakko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

На полотне Рубо изображен тот момент сражения, когда французы начали атаку на деревню Семёновское, а русские ответили контратаками. Это дало возможность создателям панорамы, не умаляя доблести французов, убедить зрителя в конечной непобедимости русского войска.

Здесь явно чувствуется героическая патетика фразы, ложно приписываемой Наполеону:

«В битве под Москвой было выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»

Хороший путеводитель по Бородинской панораме пока отсутствует (по состоянию на 2012 год. — Прим. Vokrugsveta.ru). Из существующих можно выделить издание 1962 года (автор С. Клавдиев), оно самое подробное. Книжка 1964 года уже менее информативна. Примерно таковы же брошюры 1980-х годов, да и те, что увидели свет через 10 и 20 лет. Поэтому информацию для сопоставления официально принятого толкования сюжета панорамы с истинным положением дел во время битвы мы черпали именно в первом издании 1962 года.

Деревня Семёновское

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Нажмите для увеличения

1. Обзор панорамы принято начинать с фигуры генерала от инфантерии Д.С. Дохтурова, который принял командование войсками в районе деревни Семёновское после ранения П.И. Багратиона. Однако Дохтуров изображен в самой деревне, тогда как к его прибытию на левый фланг она уже была занята французами.

2. Командный пункт Дохтурова изображен рядом с загоревшейся избой. Количество неразобранных изб в деревне Семёновское слишком велико. На самом деле накануне боя все они (за исключением двух или трех) были раскатаны солдатами и ополченцами на строительство укреплений и во избежание пожаров в тылу русских позиций.

3, 4. Через деревню Семёновское проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. Их легко опознать по расцветке знамен. Рядом с Дохтуровым проносят так называемое «цветное» знамя Московского полка (с черным крестом и красно- малиновыми углами).

Справа по ходу движения солдат на фоне разрушенных изб — «белое», то есть полковое знамя Астраханского гренадерского полка (белый крест с абрикосовыми углами). Судя по желтым репейкам (знакам различия, крепившимся у верхнего края тульи кивера), слева от Дохтурова идут стрелки 1-й гренадерской роты Московского полка. А вот репейки солдат, оказавшихся справа от генерала (то ли зеленые, то ли светлосиние с белым центром), не соответствуют ни одной из расцветок, существовавших в гренадерских полках.

5. Кивера русских солдат больше напоминают образец, принятый как раз в 1812 году. Но на момент Бородинского сражения почти вся армия на них перейти не успела, все носили кивера старого образца — они были выше и «без развала», то есть ýже.

6. Два офицера одного из гренадерских полков, проходящие рядом с Дохтуровым, отдают ему честь: обер-офицер — приложив правую руку (обычно прикладывали левую) к козырьку, штаб-офицер — шпагой. Изображенные штабофицеры гренадерских полков — в пешем строю, хотя должны были быть на лошадях.

7. Остатки дивизий, оборонявших Багратионовы «флеши»: 27-й пехотной, 2-й сводно-гренадерской и 3-й пехотной (по версии путеводителя). Правда, расцветку развевающихся над пехотинцами знамен невозможно соотнести с имевшимися у них на самом деле. Впереди всадник на белом коне, по-видимому, генерал П.П. Коновницын, временно принявший командование на этом участке фронта после ранения Багратиона.

8. Спешенные драгуны Черниговского и Харьковского полков (по версии путеводителя). Авторы панорамы, видимо, действительно изобразили драгун бригады И.Д. Панчулидзева 1-го, но они изображены явно не в пешем, как пишет путеводитель, а в конном строю. Далее от них и вправо — Екатеринославский и Орденский кирасирские полки бригады генерал-майора Н.В. Кретова.

Артиллерийский бой и атака Нансути

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Нажмите для увеличения

9. Огонь через овраг ведет русская артиллерия. Путеводители пишут, что это гвардейская пешая артиллерия. Однако на воротниках и обшлажных клапанах ни у кого из артиллерийской прислуги не видны желтые петлицы, которые были отличием гвардейских артиллеристов от армейских. Кроме того, у 12-фунтовых пушек средней пропорции в расчетах изображено не девять, как полагалось, а всего по пять, а иногда и по четыре артиллериста, при этом убитых рядом не видно.

10. На Семёновских высотах отбивают атаку кирасиров Нансути построенные в батальонные каре лейб-гвардии полки Измайловский, Литовский и Финляндский (по версии путеводителя). Действительно, «белое» знамя лейб-гвардии Измайловского полка просматривается в центре заднего каре, но что касается прочих знамен, то только полотнище, которое видно в рядах третьего от зрителя каре первой линии, может быть соотнесено с «белым» знаменем лейб-гвардии Литовского полка (белый крест с желто-черными углами).

Два знамени в ближайших к зрителю каре не могут быть соотнесены с реально существовавшими в Измайловском и Литовском полках (лейбгвардии Финляндский полк в 1812 году знамен не имел). Если следовать имеющимся историческим свидетельствам, ближе к зрителю должно было бы находиться каре Измайловского полка (2-й и 3-й батальоны — в первой линии, 1-й батальон — во второй), а за ним — Литовского, построенного так же.

11. Контратакует сводно-гренадерская дивизия. В путеводителе речь идет о сводной гренадерской дивизии под командованием генерал-майора М.С. Воронцова 2-й Западной армии. Однако судя по мельканию остроконечных гренадерских шапок Павловского гренадерского полка, речь должна идти о 1-й сводной гренадерской бригаде 1-й Западной армии. Именно в ее составе был 2-й сводный гренадерский батальон 1-й гренадерской дивизии, куда и попали павловцы из 2-й гренадерской роты запасного батальона Павловского полка.

Не соответствует действительности и боевой порядок, в котором бригада контр атакует неприятеля — нестройными кучками сбившихся рот и даже взводов (как можно судить по разбросанности павловских шапок, иногда возникающих среди киверов).

Рукопашный бой

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Нажмите для увеличения

12, 13. Батарея генерала Ж.Б. Сорбье поддерживает атаку дивизии Л. Фриана и прикрывает отход пехоты генерала Ж.Г. Маршана (по версии путеводителя). Но гвардейская батарея генерала Сорбье не могла находиться здесь в указанное время. Это может быть батарея генерала Ж.М. Пернети. Кроме того, отходящая французская пехота (в центре фрагмента) не может быть 25-й вюртембергской дивизией генерала Маршана, ибо она не принимала участия в бою за деревню Семёновское, да и мундиры солдат не вюртембергские (у последних они были белыми).

14. Завязка рукопашной схватки с тиральерами генерала Фриана (по версии путеводителя). Изображение наступающей пехоты 2-й пехотной дивизии генерала Фриана также вызывает вопросы. Если впереди идут «роты центра», то у солдат должны быть не красные эполеты, а синие погоны с красной выпушкой, а на мундирах — белые лацканы. Если же это гренадеры (о чем свидетельствуют красные эполеты), то их кивера должны выглядеть иначе.

В 1-м армейском корпусе кивера гренадеров имели по верху и низу полосы красной кожи, а с боков — v-образный шеврон. Кроме того, на них могли быть красные султаны и этишкеты — плетеные шнуры, украшающие кивер. И в этом случае у них тоже должны быть белые лацканы.

Вероятно, это солдаты 15-го полка легкой пехоты, которые опознаются по белым рейтузам. Прочая экипировка не дает возможности идентифицировать их ни с карабинерами, ни с другими подразделениями легкой пехоты. И только небольшая группа солдат на втором плане может иметь некоторое сходство с гренадерами полка линейной пехоты.

Как было на самом деле

Начало штурма Семёновского французами выглядело так. Генерал Ф.М. Дюфур во главе трех батальонов 15-го легкого полка двинулся на саму деревню, намереваясь взять также и укрепление, сооруженное к северо-западу от Семёновского (кстати, на полотне это укрепление не просматривается вовсе, если не считать одного орудия, оставшегося без прислуги).

Правее Дюфура наступал 48-й полк линейной пехоты, имея в резерве два батальона испанского полка Жозефа Наполеона. В общем резерве дивизии был 33-й линейный полк, находившийся на крайнем правом фланге, у лесной поросли. Очевидно, что панорамная интерпретация не согласуется с историческими свидетельствами.

Наполеон и Мюрат

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Нажмите для увеличения

15. Французская конногвардейская артиллерия выезжает на огневую позицию (по версии путеводителя). Действительно, судя по мундирам и калибру орудий, это гвардейская конная артиллерия. Только в дело она была введена значительно позже, уже после взятия Семёновского и даже батареи Раевского.

16. Наполеон (на белом коне) возле Семёновского оврага. Далее — Шевардинский редут, по обеим сторонам которого — императорская гвардия. Однако большинство источников свидетельствует, что император до четырех часов дня из района Шевардинского редута не отлучался, к берегу Семёновского ручья не подъезжал и даже не садился на лошадь.

17. Как верно говорится в путеводителях, эта сцена изображает дивизионного генерала Ж.Т. Лоржа, командира 7-й дивизии тяжелой кавалерии, который наблюдает за вступлением в бой вестфальских кирасиров. В первой линии идет 1-й вестфальский кирасирский полк. Художники точно изобразили чинов этого полка в белых колетах (куртках с небольшими фалдами).

Однако в Бородинской битве кирасы, вопреки панораме, носили только офицеры и, возможно, кирасиры 1-го эскадрона. Остальные чины полка обходились в день Бородина только скатками плаща через плечо. За 1-м вестфальским кирасирским полком следует 2-й вестфальский кирасирский, солдаты которого отличались синими колетами. В путеводителях этот полк нередко называют польским кирасирским. Однако, судя по каскам, это именно вестфальцы. Но в этом случае неизбежно возникает другой вопрос: куда художники дели 14-й польский кирасирский полк С. Наленч-Малаховского?

18. Командующий французской резервной кавалерией король Неаполя И. Мюрат со своим начальником штаба О.Д. Бельяром. Справа от Мюрата во главе своего штаба мчится командир 4-го кавалерийского корпуса генерал В.Н. Латур-Мобур.

Бой во ржи

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Нажмите для увеличения

19. «Бой во ржи» — так называют схватку между русским и саксонскими кирасирами. На переднем плане саксонец из полка Гар-дю-Кор. Кирасиры Гар-дю-Кор, отличавшиеся желтыми колетами, действительно были в ходе кампании 1812 года без кирас, которые они оставили в Варшаве. В день Бородина заменителем кирас могли быть только скатки плащей, надетые через плечо. На белых лошадях — офицеры.

20. В самой гуще саксонцев выделяется фигура раненого русского кирасира, чья участь, видимо, уже решена. Судя по перевязи, ружью (или штуцеру), чепраку (подстилке под седло) и чушкам (суконным лопастям, прикрывающим седельные кобуры), это нижний чин кирасирского Его Императорского Величества полка.


21. Противники саксонской конницы — русские кирасиры 2-й бригады 1-й кирасирской дивизии генерал-майора Н.М. Бороздина 2-го. Впереди атакует кирасирский Его Величества полк, имевший светлосиний цвет воротников, обшлагов, погон, чепраков и чушек.

На самом деле

Подлинные события, реконструированные в наше время историком А.И. Поповым, нашли на холсте только слабое отражение. Саксонские полки Гар-дю-Кор и Цастрова сначала атаковали русскую пехоту (вероятно, это были остатки 27-й пехотной дивизии, построенные в каре) севернее деревни Семёновское, затем столкнулись с русскими драгунами и кирасирами (возможно, это был Орденский кирасирский полк).

Наконец, после этого на фланге у саксонцев появились русские кирасирские Его и Ее Величеств и Астраханский полки, а также Киевский и Новороссийский драгунские, а чуть позже и гусарский полк (возможно, Ахтырский).

Кирасиры, уланы и драгуны

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Нажмите для увеличения

22. Вслед за всадниками кирасирского Его Величества полка скачут воины кирасирского полка Ее Величества, носившие светло-малиновый отличительный цвет.

23. Далее, развертывая эскадроны, построенные во взводных колоннах, начинают движение астраханские кирасиры. Они выделяются желтыми воротниками, погонами, чепраками и чушками.

24. Сразу за схваткой кирасир происходит столкновение польских улан и, как пишут в путеводителях, русских драгун Киевского и Новороссийского полков. Подобно тому как польские уланы изображены в обобщенном виде, так же раскрашены и русские драгуны. Два полка оказались «растворены» в одном, Киевском, имевшем светло-малиновые воротники и обшлага.

25. Вдалеке различается церковь села Бородино. Значительно правее ее и ближе к зрителю — Курганная высота, подступы к которой со стороны французов отмечены изображением жертв первого штурма. На самой батарее видна русская артиллерия, которая ведет огонь по неприятелю.

26. Справа от батареи — приближающиеся к ней колонны русской пехоты. Возможно, это 4-я пехотная дивизия Е. Вюртембергского, которая действительно в ходе начавшейся борьбы за Семёновское оказалась в пространстве между этой деревней и батареей Раевского. Но, может быть, здесь художники изобразили приближающуюся пехоту 4-го пехотного корпуса А.И. Остерман-Толстого. Однако изображенные колонны явно превосходят по численности дивизию, которой командовал Е. Вюртембергский.

Кроме того, подход 4-го пехотного корпуса к Курганной высоте состоялся позже представленных на полотне событий. Конечно, можно предположить и третий вариант: изображенная пехота — это остатки тех частей, которые ранее контр атаковали захваченную французской дивизией генерала Ш. Морана Курганную высоту, а движущиеся перед пехотными массами два генерала — это не кто иные, как А.П. Ермолов и чудом воскресший А.И. Кутайсов.

27. На втором плане за идущими в атаку Ее Императорского Величества кирасирским полком выделяется группа всадников. До пожара 1967 года эта группа состояла из трех фигур, которые обычно идентифицировались как М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский и К.Ф. Толь. Однако после восстановления панорамы ударными темпами к ноябрю 1967 года силами художников студии им. М.Б. Грекова количество фигур в этой группе заметно возросло.

Добавленный Багратион

Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Нажмите для увеличения

28. На ближнем плане видны несколько убитых русских кавалеристов. Двое из них в белых колетах — это кирасиры, двое других — драгуны. Убитых лошадей — пять. По-видимому, пятый кавалерист был только ранен (его драгунский мундир, патронная сума и рубаха остались лежать на земле), и его унесли на перевязочный пункт.

И все же, несмотря на ясность прочтения предложенной зрителю сцены, не может не возникнуть по крайней мере пара вопросов. Во-первых, три драгуна и два кирасира не могли перемешаться и оказаться в одной группе убитых. Во-вторых, невозможно определить, к какому полку принадлежали кирасиры. Хорошо видная зрителю расцветка чепраков и чушек упряжи их лошадей ответа на этот вопрос не дает. Что же касается драгун, то их условно можно причислить к Киевскому полку, у солдат которого были светло-малиновые обшлага и воротники.

29. Заключительная сцена панорамы: полки приветствуют тяжелораненого Багратиона, которого увозят на перевязочный пункт у деревни Князьково. До 1962 года этот фрагмент выглядел иначе: фигура Багратиона отсутствовала вовсе. Ее воспроизвели во время восстановления панорамы в 1967 году.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2012, частично обновлен в сентябре 2022