Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бумага все стерпит

1 июля 2012


Плотный самолетик-дротик с узкими крыльями был фаворитом чемпионата мира — 2012. Именно с таким самолетиком пилот из Чехии Томаш Бек занял первое место. Чтобы сложить самолетик-дротик идеальным образом, сгибы обязательно нужно проглаживать жестким предметом. Пилот из России для этих целей использовал пластмассовую линейку

Бумага все стерпит

Фото: ANDREAS SCHAAD/RED BULL CONTENT POOL

Чемпионат мира по запусканию самолетиков как повод узнать, что такое бумажная авиация

Роликов в YouTube про аэробатику я специально решила не смотреть. Чтобы не портить себе впечатления. Я ехала на чемпионат мира по запусканию бумажных самолетиков — Red Bull Paper Wings 2012. Знала, что самолетики запускают на дальность, на время и что есть таинственная аэробатика — это вроде показательных выступлений в фигурном катании. За минуту человек и бумажные самолеты должны сделать что-то красивое под музыку.

На арену вышла спортсменка из Иордании — скромная и в хиджабе. Она села на пол, склонила голову. Зазвучала музыка. Дальше вышел человек европейской внешности, он был одет в летный комбинезон — их многие носили на чемпионате, как будто подчеркивая, что они не запускатели самолетиков, а настоящие пилоты.

Так вот, представьте себе, как выглядит следующая пантомима: человек в летном комбинезоне защитного цвета делает вид, что выкрикивает что-то оскорбительное сидящей на полу и закрывающей голову руками арабской девушке в хиджабе. Что в этот момент было написано на лицах всех участников американской команды, страшно даже вспоминать. Тревожная арабская музыка сменилась бодрой европейской, девушка вскочила с пола и стала стаскивать с себя хиджаб.

«Неужели разденется?» — зашептал кто-то на русском языке. Девушка действительно разделась, но в пределах приличий — осталась в джинсах и футболке, выхватила из кармана бумажные самолетики и стала кидать их в обидчика. Он в лучших традициях плохого театра драматично, но не быстро убегал. На этом минута отведенного времени закончилась.

Чемпионат мира по запусканию бумажных самолетиков впервые состоялся в 2006 году. Он проходит раз в три года в Зальцбурге, в огромном стеклянном сферической формы здании, которое называется «Ангар-7». Правила очень простые.

Есть три типа соревнования: самая длинная дистанция, самое долгое планирование и аэробатика. В первой дисциплине нужно с двух попыток бросить самолет как можно дальше в пределах ограниченного двумя линиями коридора. Если самолет вылетел за границы коридора, попытка не засчитывается. Во второй дисциплине, на которую тоже дается две попытки, самолет должен как можно дольше продержаться в воздухе: как только он коснется любой поверхности или предмета, время останавливают. В треть ей — аэробатике — за минуту под музыку нужно показать номер с самолетиками. Здесь оценивается конструкция самолета или самолетов, креативность (арт и дизайн ) и красота полета . Самолетики должны быть сделаны из листа бумаги формата А4 не тяжелее , чем 100 г/м. Резать, склеивать и рвать ничего нельзя.

На чемпионате все боятся японцев. «Вы же понимаете, у них оригами, как у нас хоккей», — говорит мне Евгений Бобер, наш участник в аэробатике. При этом главные звезды бумажной авиации скорее американцы. Это я узнаю уже в Москве, когда стану искать дополнительные развертки самолетиков. Я начала их искать (уже когда чемпионат мира закончился и я без конца складывала и разворачивала листы по схемам, которым меня научили пилоты из разных команд), потому что мне пришел в голову простой вопрос: почему бумажные самолетики обязательно должны быть похожи на настоящие самолеты? Ответ я найду, читая биографию Ральфа Барнби.

Бумага все стерпит

Бумага все стерпит

Этот самолетик, хоть и выглядит совершенным раскорякой, хорошо планирует, поэтому на чемпионате мира пилоты из некоторых стран запускали его в соревновании на самое долгое время полета. Важно бросать его не вперед, а вверх. Тогда он будет плавно и долго спускаться. Такой самолет уж точно не нужно запускать дважды, любая деформация для него смертельна. Мировой рекорд планирования сейчас 27,6 секунды. Его установил американский пилот Кен Блекберн.

Бумага все стерпит

Фото: SEBASTIAN MARKO/RED BULL CONTENT POOL

Ральф Барнби был пионером бумажной авиации и пионером же настоящей американской авиации. Он конструировал планеры — безмоторные аппараты, которые летают благодаря своей конструкции и потокам воздуха. Бумажный самолетик — это тоже планер. Первую свою книгу «Планеры и планирование: принципы дизайна, особенности конструкции и управление планерами» Барнби издал в 1930 году. А уже следующей была его книга о дизайне бумажных самолетиков. Ответ на мой вопрос оказался прост: если нам нужно, чтобы бумажный самолетик летел далеко или долго, он должен быть похож на планер. Планер же должен быть похож на птицу. Конструкторы создавали первые в мире планеры, наблюдая за птицами.

Заразиться складыванием самолетиков окажется очень просто. Для того чтобы стать пилотом бумажной авиации, не нужно ничего, кроме листа бумаги. До чемпионата мира складыванием самолетиков занимались тысячи людей по всему свету. Устанавливались рекорды дальности или планирования, их заносили в Книгу рекордов Гиннесса. И, кстати, они до сих пор не побиты. А Энди Чиплинг, специалист по аэродинамике, в начале двухтысячных вообще создал Ассоциацию бумажной авиации и добился того, что NASA взяло его самолеты в космос: Чиплинг хотел посмотреть, как они себя будут вести в невесомости.

Ответ на вопрос, почему самолетики это так увлекательно, настолько очевиден, что я даже не вижу смысла приберегать его до конца текста: бумажный самолетик летит. Маленькая бумажная штучка, сложенная за две минуты, летит по воздуху, наплевав на гравитацию.

В «Ангаре-7» жарко, как бывает жарко летом в подмосковной теплице. Все завалено самолетиками, сложенными из серых листов бумаги формата А4 с логотипом Red Bull. В первую секунду это удивляет. Разве не должны участники трястись над своими самолетиками, а точнее, уникальными развертками?

«Ничего уникального тут нет, все довольно быстро сообразили, что на дальность нужно кидать самолетики, максимально напоминающие дротики», — говорит мне Александр Чербаев, пилот из российской команды, который бросает на дальность. Александр, как и вся российская команда, из Новосибирска. На отборочных соревнованиях на чемпионате России он запустил самолетик на 43,58 м. Его результат в двадцатке среди 83 команд со всего мира, так что он — главная надежда российской команды. Учится на пятом курсе НГТУ, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. То, что Чербаев легкоатлет, важно. Кроме того что самолетик должен быть правильной формы, его нужно довольно сильно бросить. «Вот кто снежки или там мячики хорошо метает, у того обычно и самолетики далеко летят», — объясняет мне Александр.

У Александра все летит хорошо. Он складывает свой самолетик, проглаживая сгибы то «счастливой» оранжевой линейкой, то тяжелым стаканом с апельсиновым соком. До решающего отбора — кто попадет в десятку лучших рекордов, тот и выходит в финал, — остается буквально несколько минут. Самолетик, который сложил Александр, такой узкий и острый, что кажется — кинешь его в стену, он в нее и воткнется.

Когда соревнования закончатся, я вернусь в Москву и начну искать в интернете что-нибудь про бумажные самолетики, первой моей находкой будет запись Джона Коллинза, известного в интернете и в американской прессе как «парень с самолетиками». Запись будет размещена рядом с видео, на котором бывший игрок в американский футбол Джо Айуб устанавливает новый мировой рекорд (69,14 м), бросая самолетик, сложенный Коллинзом. «Ура! — будет написано на сайте Коллинза. — Эра самолетиков-дротиков прошла. Настало время планеров, что доказал наш планер, установивший мировой рекорд».

Джон Коллинз — настоящий фанат бумажной авиации и человек, который зарабатывает на своем увлечении. Он пишет книги о нем, ведет мастер-классы, в своем блоге в подробных видеоинструкциях учит всех желающих складывать самолеты. Самолетик, который установил мировой рекорд, называется «Сюзанна». Коллинз акцентирует внимание на том, что рекорд установил именно глайдер. Глайдер — это оммаж пионерам бумажной авиации. Самолетик-дротик летит, как реактивный истребитель, благодаря силе, с которой его запустили. Глайдер летит благодаря конструкции — он планирует вверх и, достигнув максимальной высоты, долго планирует вниз. Глайдер — это соль и суть бумажной авиации и конструкторской мысли.

За две минуты до выступления Чербаева к нашей импровизированной базе подходит кто-то из журналистов и, глядя на самолетик Саши, говорит: «А вот чех этот уголок загибает внутрь, а не наружу».

Бумага все стерпит
Бумага все стерпит

Этот самолетик может пригодиться только в соревнованиях по аэробатике. Во всех остальных дисциплинах использовать модели, сделанные с помощью ножниц, запрещено. Очень эффектно выглядят такие самолетики из маленьких прямоугольников цветной бумаги. На чемпионате мира их, например, убирали в легкую пластиковую коробку из-под гамбургера. К коробке привязывали нитку, подбрасывали вверх и резко дергали за нитку. Коробка открывалась, и из нее высыпались и долго и красиво летели целые стаи вот таких разноцветных самолетов

Бумага все стерпит

Фото: SEBASTIAN MARKO/RED BULL CONTENT POOL

Дальше происходят события трагические. Александр складывает пару новых самолетов, просит девушку — капитана команды — отойти в дальний конец ангара, чтобы та оценила, как далеко пролетит новичок, разбегается и запускает новый самолетик. Самолет пролетает весь ангар и падает, врезавшись в стекло на противоположной стороне. Мне показалось, что он пролетел больше 50 м — это результат, с которым можно не просто претендовать на попадание в финал, но даже победить. Саша поднимает только что приземлившийся самолет и уходит в сторону арены — начинается его выступление.

Это главный нерешенный вопрос всех бумажных пилотов. Кидать только что сложенный, непроверенный самолет страшновато: вдруг не полетит? Кидать проверенный самолет тоже не идеальное решение: при падении самолет деформируется и как поведет себя при следующем полете — неизвестно.

Чербаев решает бросать едва опробованный самолет и с двух попыток не перебрасывает даже отметку в 40 м. Так российская сборная не попадает в финал чемпионата мира в дисциплине «самая длинная дистанция». Золото получает чех Томаш Бек, который, как доложила разведка, загибал угол самолетика внутрь.

Турнир проходит два дня: в первый день соревнования на дистанцию, во второй — на самое долгое время планирования, аэробатика и три финала во всех дисциплинах. Все это длится довольно долго, в Зальцбург приехали студенты из 83 стран мира, к тому же от Америки выступают четыре команды — от северных, западных, восточных и южных штатов. Со стороны это больше всего похоже на тусовку старших отрядов пионерского лагеря, за тем исключением, что девушек в ангаре практически не видно. Они участвуют только в соревнованиях по аэробатике. Внутри ангара в воздухе одновременно находятся десятки самолетиков. Они врезаются друг в друга и в головы участников, играет очень громкая музыка, ведущий орет в микрофон.

Веселого идиотизма происходящему добавляет группа журналистов бразильского телевидения. Они повсюду таскают с собой два огромных пакета, в которых поролоновый костюм синего одноглазого человека — это символ лондонских Олимпийских игр. В самые неожиданные моменты чудовище появляется в ангаре или где-нибудь на улице Зальцбурга — я его встретила в барочном саду «Мирабель». Он махал огромной поролоновой лапой и пялился одним глазом.

Главный приз чемпионата — полет на истребителе. Это такой приз, о котором все мечтают и которого все боятся. Пилот из латвийской команды рассказывает всем желающим и не очень, что награждение проходит утром после прощальной вечеринки и после прошлого чемпионата выигравшего японца так рвало, что у аэродрома его встречала скорая помощь.

Когда соревнования на дальность полета закончатся, выяснится, что лучший результат чемпионата 50,37 м. Это неприлично меньше мирового рекорда. Кроме того, и во время отборочных туров, и во время финала я обратила внимание на то, что никто из пилотов не делает две результативные попытки подряд — в один из двух бросков самолет или вылетает из зоны, или врезается в металлические конструкции ангара, или вообще выпадает из руки пилота за его спину. Это выглядит не очень-то профессионально. Как если бы Сергей Бубка из двух попыток в одной завалился с шестом, даже не подбежав к перекладине.

Компания Red Bull придумала соревнования для студентов — это скорее вопрос позиционирования, а не правил. Отборочные туры проходят в университетах, все-таки именно здесь — главные потребители энергетических напитков. Студенты не самые обязательные люди на свете, наверное, из-за этого сам чемпионат оказался не таким эффектным, как то, что осталось за его пределами. Хотя, по идее, это главное мировое событие бумажной авиации. Никто не запускает планеров-глайдеров, никто не хранит в тайне свои развертки, как хранит их Джон Коллинз, который пока не раскрывает схему «Сюзанны», никто не запускает самолетики-бумеранги, которые тоже придумал Коллинз. И, по-моему, никто вообще не задается вопросом: почему самолетик обязательно должен быть похож на самолет? В аэробатике можно запускать любую конструкцию. И на сайте Коллинза я как раз нашла одну, которая летит недалеко и не очень долго, но очень красиво. Оказывается, красиво, как будто перекатываясь в воздухе, летает бумажный цилиндр с загнутыми краями. Едва ли я бы узнала про это, если бы не чемпионат, но жаль, что ни я, ни зрители не увидели множества изобретений бумажной авиации на самом турнире.

«Я вообще хотел в соревнованиях на дальность участвовать, — сказал мне Евгений Переведенцев из российской команды, — но планировал мой самолет тоже неплохо, так что я остался в этой дисциплине». Кажется, простота участия довольно сильно занижает планку. Ну и кроме того, этот вид спорта совсем новый. В итоге рядом с двумя-тремя увлеченными профессионалами, которые успели проникнуться бумажной авиацией еще во время прошлого чемпионата три года назад, оказываются несколько десятков студентов, которые неожиданно удачно запустили самолетик на отборочных турах.

Иорданской девушке в хиджабе судьи, к моему удовольствию, поставят в основ ном пятерки и шестерки из десяти максимальных баллов. После нее на арену будут еще выходить канадец в ковбойском костюме верхом на швабре, хорватская девушка в национальном костюме с огромной бандурой из папье-маше, отдаленно напоминающей самолет, и тайванец, который станцует рэп после пары неудачных попыток запустить самолетик. Я уже было совсем решу, что аэробатика это какая-то бессмысленная ерунда и конкурс международной самодеятельности, когда посередине зала появится худенький юноша из Боснии и Герцеговины. Он достанет из кармана крошечный самолетик, легонько подбросит его перед собой и, ладонями нагнетая воздух и при этом не касаясь самолетика, проведет его по причудливой траектории по всей арене ангара. Это было очень просто и поэтому очень круто.

В Москве, конечно же, выяснится, что и этот фокус придумал Джон Коллинз.

Бумага все стерпит
Фото: AP/EAST NEWS

Парень с самолетиками

Джон Коллинз придумал десятки разных моделей. Одними из самых известных были «Гларт» и «Бумеранг». Самолетик «Гларт» — гибрид планера и самолета-дротика, очень легко складывается и далеко летит. «Бумеранг»— самолетик-фокус, наоборот, складывать совсем непросто, но результат получается очень эффектным. «Бумеранг» красиво планирует и возвращается прямо в руки. Новым хитом наверняка станет самолетик «Сюзанна», который установил мировой рекорд на дальность, пролетев 69 м 14 см. Схемы складывания «Сюзанны» пока нет в открытом доступе. Но подписчикам своего сайта thepaperairplaneguy.com Джон Коллинз высылает развертку за небольшую плату.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения