Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Культура вранья

1 июля 2012
Культура вранья

Алексей Семихатов - ведущий научный сотрудник физического института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук

Доктор физико-математических наук. Переводчик научнопопулярных книг: «Истина и красота . Всемирная история симметрии» Иэна Стюарта и «Простая одержимость» Джона Дербишира. Член жюри литературной премии «Просветитель».

Когда ради лженаучной сенсации перевирают слова настоящих ученых, урон общественному сознанию может оказаться даже важнее репутационных потерь

Антрополог, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Медникова написала открытое письмо руководству и зрителям телеканала «Культура». Она рассказала, как в вышедшем на канале фильме «По следам тайны. Города великанов» был «препарирован и смонтирован» ее научный комментарий. Речь в фильме идет о якобы живших когда-то в Армении людях-великанах.

Слова Медниковой поданы таким образом, что могло показаться, будто она «с благостным видом поддерживает фантазии авторов», хотя на записи интервью антрополог «неоднократно повторяла, что информация о находке костей четырехметровых людей — обычная фальшивка». Мария Медникова отказалась от сотрудничества с каналом и сделала этот факт достоянием общественности.

Я жалею, что в похожих ситуациях обходился без публичных заявлений и ограничивался неучастием. Однажды через несколько ночей после моего появления в известной серии научных интервью Александра Гордона в ту же программу были приглашены лжеученые. На последующие приглашения туда я отвечал отказом. В другой раз я узнал, что в фильме, для которого меня просили дать комментарий, немалое место займут «исторические» экзерсисы Анатолия Фоменко, и я просто отказался. Случай с фильмом «Города великанов» особый. До недавнего времени от канала «Культура» подобного не ожидали. И громко рассказать о произошедшем необходимо именно потому, что это канал, к которому зритель обращается не за расхожей ахинеей вроде фильмов об оживших мертвецах или лечении с по мощью котят — есть, оказывается, и такое «учение», — а за ответственным освещением (среди прочего) научных проблем. Параллельная демонстрация науки и лженауки начисто сбивает ориентиры зрителя. Я больше не ходил к Гордону именно по этой причине, дабы не участвовать в смешении науки и бреда и тем самым в косвенной пропаганде бреда. Канал «Культура» успешно их смешал, тем самым страшно девальвируя свой проект «Академия», где читают лекции крупнейшие ученые, и вообще все то разумное, что там до сих пор было.

Культура вранья

Именно это авторам фальшивок и надо. Они стремятся подкреплять свои опусы псевдонаучной формой: маргинальные персонажи могут сидеть в окружении физических приборов, а в титрах будет сказано «исследователь» или даже «академик». Это вульгарный способ удовлетворить интерес зрителя к умникам, нечто вроде того интереса, который делает массово притягательными образы доктора Хауса и Шерлока Холмса (в сериале Би-би-си). Но как только творцами сенсаций оказываются не вымышленные персонажи, а псевдоученые или журналисты, перевирающие слова настоящих ученых, пропасть между наукой и медиа расширяется. Вместо популяризации науки получается торжество лженауки. Незнание заменяется лжезнанием, непонимание — лжепониманием, неумение рассуждать — вульгарными рассуждениями с соответствующими выводами. Которые не дай бог начнут воплощать в жизнь.

Мария Медникова взывает и к репутации канала: «Демонстрация откровенно лженаучного… кино способна убить многолетние просветительские усилия». Я думаю, долгосрочный урон общественному сознанию здесь важнее, чем репутационные потери канала. Особенно если учесть, что в массово антинаучной среде эти потери незаметны. Рассматривая приглашение выступить по телевизору, ученый всякий раз взвешивает плюсы — возможность выступить перед большой аудиторией и увеличить процент подлинной науки в медийном пространстве — и минусы — риск попасть в позорный контекст. Похоже, позорный контекст развивает наступление. Наверное, ученым пора перестать отходить в сторону (как это делал я и, не сомневаюсь, многие другие), а начать реагировать на случаи, подобные истории с фильмом «Города великанов».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения