Яйца куриных птиц

19 декабря 2011

Орфография изменена на современную, пунктуация оставлена оригинальная.

Яйца куриных птиц

Гуляя в поле, а еще лучше—в лесу, случается иногда приметить искусно свитое, красивое гнездышко, и в нем — пестрые, красивые яички. У кого душа еще не совершенно зачерствела среди житейских мелочей и дрязг, тот, наверное, с особенною любовью останавливался на такой находке и старался не потревожить птичьего домика и не помешать возвращение хозяйки, потому что очень многие птицы не признают гнездо своим и бросают и место, и яйца, если не находят все на прежнем месте и в том виде, как оставили, улетая из гнезда. Но человеку попадается гораздо меньше гнезд, нежели можно было бы ожидать, судя по большому числу птиц на свете; это от того, что у птиц есть способность устраивать себе жилье в самых закрытых, неприметных местах, так что их трудно отыскивать. Всякая птица вьет себе гнездо и выбирает для него место — по-своему. Многие птицы вьют себе гнезда в дуплах деревьев; другие, как например стрижи, зимородки, пчелоеды, вырывают себе длинные горизонтальные норки в песчанноглинистой почве и устраивают себе гнезда там, в глубине. Другие вьют гнезда между древесными ветвями, в кустах, под корнями, в расщелинах скал; иные несутся прямо на песке, на голой земле, и так далее. То же самое разнообразие заметно и в яйцах: цвет, величина, плотность и толщина скорлупы также различны. Некоторые птицы, сравнительно со своей величиной, кладут яйца очень маленькие, как например кукушка: другие несут яйца очень большие, как тиркушка и зуйка. Замечено, что яйца, которые кладутся в норках, впадинах и ущельях, почти всегда бывают белые или одноцветные. Иная птица кладет яйца не одинаковой величины и не одного и того же цвета, что зависит от возраста.

Восемь яиц, представленных на прилагаемом рисунке, принадлежать различным куриным птицам, то есть таким, которые большую часть дня проводят на земле и только на ночь (хотя не всегда) взлетают на деревья, разгребают землю когтями и питаются — взрослые зернами, молодые — червями, насекомыми.

1) Яйцо зеленое принадлежит бразильской птице инамбу или тинаму (Cryptupus brasilieneis). Она отличается очень коротким, совсем незаметным хвостом и очень маленьким задним пальцем. Нравами эта птица похожа на куропатку, а яйца ее, по чистоте цвета, по красоте и по лоску отличаются от всех других яиц куриной породы. Длина яйца — вершок с четвертью, ширина — три четверти вершка. Яркая голубовато-зеленая скорлупа жестка, толста, ноздревата и покрыта множеством мельчайших кругленьких крапинок. Инамбу гнезда не вьет, а кладет 9 — 15 яиц прямо на землю, в маленькое, вырытое когтями углубление.

2) Яйцо птицы сродной с предыдущей, тоже скрытохвостая, триперстка (Crypturus maculosus), вовсе не имеющая заднего пальца. Она водится также в Бразилии и в Парагвае, по открытым травянистым равнинам. Там часто слышен резко-звонкий неприятный голос триперстки. Она кладет в неискусно сделанное гнездо 6—8 яиц, длиною в вершок, шириною несколько более полувершка. Скорлупа яйца темно-коричневого, слегка зеленоватого цвета, и лоснится, как полированный металл.

3) Большое яйцо обыкновенной индейки (Meleagris gallopavo), привезенной в Европу в конце XVI века. На свободе самка в скрытых местах, между тернистыми кустами, роет в почве углубление и кладет туда от 10 — 15 яиц. Если она на время сходит со своего гнезда, то осторожно прикрывает яйца листьями,
так что очень трудно их отыскать. Яйца дикой и дворовой индейки совершенно одинаковы, в длину до полутора вершка, в ширину около вершка. Скорлупа толстая, грубая, гладкая, с заметными порами или скважинками, цвета грязно-бело-желтоватого с крапинками буроватыми и розоватыми.

4) Яйцо серой куропатки (Perdrix cinerea), серо-зеленого цвета, бывает светлее и темнее. Длина его 3/4 вершка, ширина 1/2 вершка. Куропатка кладет 10 — 20 яиц в углубление между травой и глыбами земли. Случается, что две самки несут яйца в одно гнездо, так что иногда попадалось до сорока яиц вместе.

5) Близкая родня серой куропатки — красная (Perdrix rubra). Она водится во Франции, в Италии и у нас на юге; любит гнездиться в таких же местах, как и серая. Она кладет яйца в таких же местах, но также не избегает каменистой почвы. Яйцо красной куропатки несколько больше, нежели у серой, покрыто коричневыми изжелта или искрасна пятнышками, с яркими, желто-коричневыми неправильной формы крапинками.

6) Яйцо перепелки. Эта перелетная птица любит довольно теплый климат и севернее Москвы у нас попадается очень редко. Гнездо перепелки некрасиво, вьется или, лучше сказать, складывается из мелких трав и всяких былинок, на пашнях. Перепелка несет довольно большое по своему маленькому росту яйцо, длиною около полувершка. Цвет скорлупы бывает иногда темноватый, иногда довольно светлый, желтоватых оттенков, с множеством фиолетовых пятнышек разной величины и формы.

7 и 8) Яйца белой куропатки, неправильно называемой альпийской, так как она живет во всех холодных краях земного шара, и на горах, близ линий вечных снегов, стало быть в одинаковых условиях со странами далекого севера. Летом эта куропатка пестрая, зимою же совершенно белая, так что ее трудно различить на снегу. В гнезде бывает около десяти яиц, длиною до вершка, шириною мене 3/4 вершка. Тонкая, лоснящаяся скорлупа бывает различно окрашена, что и представлено на нашем рисунке: одно яйцо коричневое с черными пятнами и фиолетовыми крапинками: другое, возле него, бело-сероватое с черно-бурыми пятнами разной формы и величины. Эти яйца мало похожи одно на другое, однако и то и другое принадлежит белой куропатке. Такая разница зависит, может быть, от возраста наседки.