Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Смыслы бессмыслицы

1 июля 2011
Смыслы бессмыслицы

Взирая на коллаж немецкой художницы-дадаистки Ханны Хёх «вырезано кухонным ножом» (1919–1920), современники крутили пальцем у виска. Сегодня он украшает собрание Национальной галереи Берлина. Фото вверху: AKG/EAST NEWS

Ханна Хёх

1889 — Родилась в городе Гота.
1912 — Поступает в берлинскую Школу прикладного искусства.
1915 — Сходится с одним из основателей дадаизма, Раулем Хаусманом.
1916 — Входит в группу берлинских дадаистов, с 1919 года участвует в выставках дада.
1933–1945 — Хёх запрещены художественная деятельность и участие в выставках, работы художницы нацисты объявляют дегенеративным искусством. Она прячет их (и картины друзей) на дне колодца в своем саду на окраине Берлина.
1965 — Избрана в члены Берлинской художественной академии.
1978 — Умерла в Берлине.

Модернизм был богат на течения, одно из самых ярких — дадаизм. Век его оказался недолог — с 1916 по 1922 год, — однако след в мировой художественной культуре он оставил заметный. «Проявления дадаизма в искусстве, — писал немецкий философ Вальтер Беньямин, — были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение… Из манящей оптической иллюзии или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у дадаистов в снаряд. Оно поражало зрителя».

Зародился дадаизм в Швейцарии в разгар Первой мировой войны. Его лидер и основатель поэт Тристан Тцара издал манифест, в котором писал: «На языке негритянского племени кру «да-да» означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». По части бессмысленности лидер течения создал ряд классических образцов. Вот отрывок из его, если можно так выразиться, стихотворения: песенка мотоциклиста / дадаистого душой / потому и дадаиста / что в душе дада большой / змей в перчатках и в белье / закрутил в горячке клапан / и руками в чешуе / римский папа был облапан / и скандал / был большой / проклял дада он душой / мозги не с той ноги / мозги одна вода / дада / дада / чулки туги.

Дадаизм был реакцией творческой интеллигенции на ужасы и бессмыслицу Первой мировой. «Официальная вера в непогрешимость разума, логики и причинности представилась нам абсурдной», — вспоминал в 1960-х годах о том времени один из основателей течения, Ханс Рихтер. Ему же принадлежит яркая характеристика дадаизма: «Это не было художественное течение в общепринятом смысле, это был ураган, разразившийся над миром искусства, как война разразилась над народами». В отличие от футуристов дадаисты не боролись с классикой, они пошли дальше: их задачи были принципиально антихудожественными. Поэтому-то так трудно выделить нечто общее, что характеризует дадаизм именно как художественное направление. Дадаисты вдохновенно разрушали не только традиционную, но и всякую эстетику — коль скоро европейская цивилизация движется к краху, то задача художников, поэтов, артистов помочь свершиться неминуемому. Дадаисты-поэты пытались вернуться к изначальному праязыку, когда коммуникация осуществлялась на уровне отдельных звуков, а художники разлагали создаваемые ими образы на отдельные простейшие элементы.

Одним из любимейших их жанров был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Но вот парадокс: эти коллажи, несмотря на декларируемый дадаистами отказ от смысла, все равно были смыслом наполнены. Такова природа человека — он не может пребывать вне смыслового пространства, хотя далеко не всегда это осознает.

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920). О том, какую смысловую нагрузку несет большинство рожденных ею метафор, мы можем судить по поздним высказываниям самой художницы.

Полное название коллажа — «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Материал, из которого сделан коллаж, — фото, в основном из газеты «Берлинер иллюстрирте цайтунг» за 1919–1920 годы. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в галерее Бургхарда в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она кажется провидческой: это не просто хаотичное перечисление реалий Германии 1919– 1920 годов (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.), а эпический образ всего ХХ века.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения