Модернизм был богат на течения, одно из самых ярких — дадаизм. Век его оказался недолог — с 1916 по 1922 год, — однако след в мировой художественной культуре он оставил заметный. «Проявления дадаизма в искусстве, — писал немецкий философ Вальтер Беньямин, — были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение… Из манящей оптической иллюзии или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у дадаистов в снаряд. Оно поражало зрителя».
Зародился дадаизм в Швейцарии в разгар Первой мировой войны. Его лидер и основатель поэт Тристан Тцара издал манифест, в котором писал: «На языке негритянского племени кру „да-да“ означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
По части бессмысленности лидер течения создал ряд классических образцов. Вот отрывок из его, если можно так выразиться, стихотворения:
«песенка мотоциклиста
дадаистого душой
потому и дадаиста
что в душе дада большой
змей в перчатках и в белье
закрутил в горячке клапан
и руками в чешуе
римский папа был облапан
и скандал
был большой
проклял он дада душой
мозги не с той ноги
мозги одна вода
дада
дада
чулки туги»
Дадаизм был реакцией творческой интеллигенции на ужасы и бессмыслицу Первой мировой. «Официальная вера в непогрешимость разума, логики и причинности представилась нам абсурдной», — вспоминал в 1960-х годах о том времени один из основателей течения, Ханс Рихтер. Ему же принадлежит яркая характеристика дадаизма: «Это не было художественное течение в общепринятом смысле, это был ураган, разразившийся над миром искусства, как война разразилась над народами».
В отличие от футуристов дадаисты не боролись с классикой, они пошли дальше: их задачи были принципиально антихудожественными. Поэтому-то так трудно выделить нечто общее, что характеризует дадаизм именно как художественное направление. Дадаисты вдохновенно разрушали не только традиционную, но и всякую эстетику — коль скоро европейская цивилизация движется к краху, то задача художников, поэтов, артистов помочь свершиться неминуемому.
Дадаисты-поэты пытались вернуться к изначальному праязыку, когда коммуникация осуществлялась на уровне отдельных звуков, а художники разлагали создаваемые ими образы на отдельные простейшие элементы.
Одним из любимейших их жанров был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Но вот парадокс: эти коллажи, несмотря на декларируемый дадаистами отказ от смысла, все равно были смыслом наполнены. Такова природа человека — он не может пребывать вне смыслового пространства, хотя далеко не всегда это осознает.
Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920). О том, какую смысловую нагрузку несет большинство рожденных ею метафор, мы можем судить по поздним высказываниям самой художницы.
Полное название коллажа — «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Материал, из которого сделан коллаж, — фото, в основном из газеты «Берлинер иллюстрирте цайтунг» за 1919–1920 годы. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в галерее Бургхарда в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она кажется провидческой: это не просто хаотичное перечисление реалий Германии 1919–1920 годов (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.), а эпический образ всего ХХ века.
1. Колесо (их несколько разных на картине) — один из главных образов-метафор в коллаже. Это и колесо истории, которое проехалось по людским судьбам в начале XX века, и символ наступления машинной цивилизации, к которой дадаисты, в отличие от футуристов, относились сдержанно.
2. Людские толпы — символ социального хаоса. Карл Либкнехт на коллаже выкликает: «Присоединяйтесь к дада!»
3. Альберт Эйнштейн — самое крупное лицо на картине, что соответствует значению теории относительности для дадаистов отрицавших всякий абсолют.
4. Огромное насекомое, как будто в мозгу ученого, — аллюзия на рассказ «Превращение» Франца Кафки, писателя, отразившего все безумие современного ему мира. Внизу надпись: «Хе-хе, молодой человек, дада не художественное направление».
5. Кайзер Вильгельм — символ мирового зла. В глазу у него младенец (аллюзия на библейский сюжет с царем Иродом, избивающим младенцев). Вместо усов — борцы, приклеенные вверх ногами. Пряжки, ленты мундира — детали бездушных механизмов. Цилиндр — знак того, что после революции 1918 года кайзер сделался частным лицом. Вверху надпись: «Антидадаистское движение».
6. Танцовщица без головы — это обрезанная юношеская фотография Нидди Импековен, основавшей школу нового балета. Она жонглирует головой художницы Кете Кольвиц. Библейский сюжет о Саломее и Иоанне Крестителе здесь доведен до жутковатого абсурда — непонятно кто кого обезглавил.
7. Американские небоскребы — символы нового города, нового образа жизни. Авангардные немецкие архитекторы с увлечением работали над проектами таких зданий
8. Поезд, машина, самолеты — символы нового мира скоростей и покорения пространства. Лозунг: «Вкладывайте деньги в дада»!
9. Голова фельдмаршала Гинденбурга последнего перед Гитлером президента Веймарской республики, приставлена к облаченному в костюм восточной одалиски телу знаменитой танцовщицы Эльзы фон Карлберг. Сочетание несочетаемого — излюбленный прием дадаистов — создает жутковато-комический эффект.
10. Генерал Пфланцер-Балтин — символ военно-бюрократической власти. Он стоит на руке у кайзера, рядом с Гинденбургом. Одной ногой упирается в Ульриха фон Брокдорф-Ранцау (министра иностранных дел), другой — в Густава Носке, министра обороны, жестоко подавившего выступление коммунистов в 1919 году.
11. Рауль Хаусман — художник, писатель, один из лидеров берлинского дада, возлюбленный Ханны Хёх. Голова его приклеена к страшному костюму водолаза. Ханна здесь словно говорит: «Мы, дадаисты, любим не прекрасное, а ужасное». Над Хаусманом надпись: «Большой мир дада».
12. Макс Рейнхардт — великий немецкий театральный режиссер. Экспериментировал со светом, музыкой, шумами, сценографией. Дадаист Джон Хартфилд оформлял его спектакли. Вместо носа у него рука с указующим перстом — метафора работы режиссера. На коллаже Рейнхардт представлен в компании революционеров дадаистов и актрис.
13. Дадаист Иоганнес Баадер (точнее, его голова с телом пловчихи), Маркс, Ленин и Карл Радек (у двух последних вместо шеи ножки танцовщиц кабаре), в то время член немецкой компартии. Все эти деятели — символы революции. В Цюрихе Ленин жил рядом с кафе «Вольтер», где собирались дадаисты.«Уж не знаю, — писал дадаист Хуго Балль, — просто ли так для удовольствия прослушивал господин Ульянов-Ленин каждый вечер наши концерты и тирады, или же с какой пользой для себя?»
14. Карта, на которой помечены страны, где женщины имеют избирательное право. Вероятно, Ханна Хёх таким образом хотела сказать, что участие женщин в политике сделает ее более разумной. В левом углу фото самой художницы и профиль Хаусмана.
15. Знаменитая актриса Пола Негри в роли Кармен — символ свободы и свободной любви, рядом с ней дадаист Иоганнес Баадер — поборник свободы самовыражения.
16. Фридрих Эберт — социал-демократ, первый демократически избранный президент Германии (другой его портрет помещен ниже в черном круге). Голова приделана к смешному женскому туловищу с разведенными руками — получился чудовищный социал- демократический урод Под ним надпись: «Дада побеждает!»
17. Аста Нильсен — кинозвезда, символ художественного вдохновения. Это единственная женщина на коллаже с мужским телом, вероятно, потому что прославилась в роли Гамлета.
18. Компания берлинских дадаистов как бы противопоставлена «тоталитарно-чиновнической» пирамиде, образуемой кайзером Вильгельмом и его генералами. В ванной Джон Хартфилд. Моет его юная звезда балета Нидди Импековен Рядом в балетной пачке Виланд Херцфельде, владелец левого издательства «Малик». Вторая голова этой «балерины» — художник Георг Гросс.
19. Гермафродит с головой кролика, устроившийся на слоновьем хоботе, — образ, характерный для последующих коллажей Ханны Хёх. Кролик — символ похоти, хобот слона — фаллический символ. На бивне повисла женская фигура — символ сексуального насилия.
20. Женская фигура с перьями на голове (как у танцовщиц кабаре) и с черной дырой вместо лица — символ обезличивания людей.
21. Пловцы, борцы, конькобежцы, фигуристы, балерины — символы начала XX века с его культом спорта, здорового тела, который калечит души.
22. Вольфганг Капп (в самолете) политик, журналист. Организатор монархического путча 1920 года Ярый гонитель дадаистов.
ХУДОЖНИЦА
Ханна Хёх
1889 — Родилась в городе Гота.
1912 — Поступает в берлинскую Школу прикладного искусства.
1915 — Сходится с одним из основателей дадаизма, Раулем Хаусманом.
1916 — Входит в группу берлинских дадаистов, с 1919 года участвует в выставках дада.
1933–1945 — Хёх запрещены художественная деятельность и участие в выставках, работы художницы нацисты объявляют дегенеративным искусством. Она прячет их (и картины друзей) на дне колодца в своем саду на окраине Берлина.
1965 — Избрана в члены Берлинской художественной академии.
1978 — Умерла в Берлине.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2011, частично обновлен в январе 2024